От «святого подвала» до митрополии в Западной Европе
Ксения Игоревна Кривошеина – писатель, художник, является членом-основателем «Движения за поместное православие в Западной Европе» (OLTR), одним из руководителей православного сайта Корсунской Епархии (РПЦ) и активным общественным православным деятелем во Франции.
Номинант Патриаршей литературной премии 2016 года, лауреат ордена Русской Православной Церкви преподобной Евфросинии Московской III степени.
Специально для портала «Иисус» Ксения Кривошеина рассказала о своей книге «Золотые купола над Парижем».
Когда я писала эту книгу, то много думала о читателе. И по мере работы поняла, что задача передо мной стоит трудная. Очень заманчиво было описать все как красивую сказку, но когда я углубилась в архивы Корсунской епархии 30-х годов, а также в свои дневниковые записи 2000-х, то структура книги выстроилась сама собой. О результате не мне судить, но надеюсь, что «Золотые купола над Парижем» будет интересно читать не только человеку церковному и светскому, путешествующему по Франции, но и историку эмиграции. Каждый откроет в ней свою Россию в центре Европы.
После выхода книги я получила первый интересный отзыв:
«Ваше повествование ведется неспешно, и красоты, исторические связи, да и церковный визит в Париж Патриарха Алексия в 2007 году неожиданно ввели меня в историю сложных и незнакомых отношений в русской диаспоре... Канва повествования похожа на четки, рассказы вплетены в единство. Книга ваша прямо ко двору! Вы пишите обо всем этом, основываясь на фактах, очень важно было прочитать письмо председателя ОЛТР – Серафима Ребиндера, который пишет о непростой ситуации, сложившейся после 2003 года в Константинопольском Экзархате. Он интересно описывает некоторых потомков русской эмиграции, которые не откликнулись на призыв Патриарха Алексия о воссоединении трех ветвей Русской Церкви, и у меня такое чувство, что они до сих пор пребывают в 1932 году...»
Маленький подзаголовок книги «колыбель православия в центре Европы» не должен удивлять читателя. Первые шажки укоренения православия в Париже были сделаны Петром Великим. Он двадцать лет мечтал побывать во Франции, и в 1717 его мечта сбылась, он провел в городе на Сене шесть недель, молился в походной часовне – православного храма еще не было. Именно он заложил прекрасную традицию для всех последующих русских монархов регулярно посещать Францию. После визита государя Александра I в Париж в 1814 году была учреждена посольская церковь греко-российского исповедания, которая расположилась в здании посольства. Эти православные зерна, брошенные в землю католической Европы, дали неожиданные всходы – за три века во Франции были возведены великолепные русские храмы в Ницце, Биаррице, Каннах, Париже... В XXI веке традиция продолжается – вырос новый Свято-Троицкий собор с золотыми куполами на Сене и большой храм в Страсбурге.
Невозможно было в книге обойти и культурные связи России и Франции. За эти столетия, несмотря на разные периоды в истории наших стран, войны и революции (французские и русские), Франция постепенно наполнилась русским присутствием. Как и Россия, куда по приглашению императора Петра поехали знаменитые французские архитекторы, скульпторы, художники и дипломаты. За несколько веков весь этот культурный обмен совершенно естественно вжился не только в аристократическую, но и в купеческую, и, конечно, университетскую среду. Разношерстная русская публика посещала французскую Ривьеру, и чеховские дамы с собачками были не только привычными курортницами в Ницце и Каннах, но и на Венецианских каналах, и в Риме. XIX век стал воистину прекрасной эпохой для обоюдного культурного обмена. Русские, несмотря на увлечения «заграницей», живя годами в Париже или Берлине, писали и думали о России. Здесь не стоит задача подробно перечислять фамилии этих людей, но достаточно вспомнить И. Тургенева, Н. Гоголя, А. Чехова, А. Герцена... Стоит вспомнить и знаменитые «Русские сезоны» Дягилева, которые открылись в 1906 году, и парижане впервые увидели выставку русских художников, а в 1908 году вошли в моду и стали традицией постоянные русские концерты, балеты и оперы с декорациями А. Бенуа, Е. Лансере, И. Билибина. Французы хранят память не только о тех «русских сезонах», которые стали французским достоянием, но постепенно в Париже увековечились русские названия улиц, площадей и метро.
Кроме рассказа о светской жизни и дипломатических отношениях, главная тема книги – это история православия во Франции. Ведь золотые купола действительно засияли в центре Европы, и дорога, по которой прошло русское православие, не была усеяна розами, но сегодня можно смело говорить об его укоренении. Паства прибавляется и молодеет, живая приходская жизнь продолжает традиции. Прошло 12 лет с момента исторического визита Патриарха Алексия II, когда в октябре 2007-го он приехал в маленький храм Трех Святителей.
Во время официального приема в Елисейском дворце патриарх рассказывал президенту Никола Саркози о русской диаспоре, о том, что православие расширило границы, и храм Московской Патриархии на улице Петель в 15 округе Парижа уже не вмещает всех молящихся. Он обратился к президенту за содействием в строительстве большого собора. Его просьба была услышана, и президент Саркози, французская администрация и католическая Церковь сделали все, чтобы помочь Русской Церкви воплотить замысел в бургундском камне на берегу Сены. Через год Патриарх Алексий почил, и замысел стал своего рода завещанием для Патриарха Кирилла.
Он приехал в 2016 году в Париж, чтобы освятить Свято-Троицкий Собор. Накануне этого события он молился вместе с прихожанами храма Трех Святителей. Именно здесь, в «святом подвале» (как принято называть это место), в 1931 году маленькая группа верных чад Русской Церкви основала Корсунское подворье. В своей книге я привожу воспоминания семнадцатилетнего будущего митрополита Антония Сурожского, который присутствовал при основании «святого подвала».
Обращаясь к прихожанам, Патриарх Кирилл вспомнил отцов-основателей: «Жизнь русской эмиграции была непростой. По милости Божией сейчас все изменилось. Как вы знаете, на набережной Сены построен величественный кафедральный собор, который по милости Божией мы завтра освятим. Но каким бы ни был прекрасным, замечательным этот собор, как символ новой России и возрожденной Русской Церкви, никогда из нашей церковной истории ХХ века не уйдет, и никогда не затмится роль, значение и сам образ этого скромного храма Трех Святителей на улице Петель, начавшегося с гаража, и в самом себе отразившем тяжелейшую историю русского зарубежья ХХ века».
Многие русские эмигранты, среди них известные писатели и богословы, на всю жизнь «срослись» с этим храмом: владыка Вениамин (Федченков), отец Афанасий (Нечаев), Николай Бердяев, Владимир Лосский, Владимир Ильин, Мария Каллаш, Михаил Бельский, Леонид Успенский…. Неожиданные и трагические судьбы русских людей XX- го века, волею судьбы оказавшихся на чужбине, создали маленькую церковь Трех Святителей. Никто из этих подвижников веры не мог представить, что их труды не пропадут, что «малое стадо» прирастет сотнями, стены расширятся, а их внуки будут молиться в православном соборе Корсунской епархии!
Читателю будет интересно окунуться в непростую, полную неожиданностей историю строительства нового собора. Я подробно описываю международный конкурс архитекторов со всеми коллизиями конкурентов за первое место. Проекты поражали воображение! В мире очень мало примеров новой православной архитектуры. С самого начала было ясно, что в Париже не может быть копий соборов Московского Кремля или Спаса на Нерли, не для этого созывали современных мастеров. Это прекрасно понимали и в Русской Церкви. Глава управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк, который входил в состав жюри и курировал этот проект, объяснял:
«Те, кто критикует проект за отход от традиций, забывают, что храм будет строиться не в Москве и не в Ярославле, а в Париже. В жюри конкурса входили представители французской общественности, для них важно, чтобы будущий духовный центр органично вписывался в ландшафт их столицы».
В результате победу одержал французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт. Его проект вполне вписывается в историческую логику вековых связей между нашими странами и главное, в перспективу Сены. У этого архитектора интересная биография, тесно связанная с Россией, за последние годы он осуществил немало интересных проектов в Москве и Калининграде; известно, что перестройка Малого Мраморного дворца в Санкт-Петербурге поручена именно ему.
Так золотые купола рядом с Эйфелевой башней стали еще одной достопримечательностью Парижа. Патриарх Кирилл во время освящения Свято-Троицкого собора, обращаясь к собравшимся, воскликнул:
«Почему сейчас в Русской Церкви строится так много храмов? Для чего нам почти тысяча монастырей, почти 36 тысяч храмов? Зачем нам нужны тысячи монахов? И все это было воссоздано за какие-то 25 лет. Потому что мы прошли через такой исторический урок, через который не прошла ни одна нация».
В моем рассказе о соборе в центре Европы на берегах Сены трудно поставить точку. История Русской Православной Церкви на Западе продолжается вопреки всем сложностям. Переступая порог Свято-Троицкого собора, несмотря на его молодость, сразу ощущаешь намоленность этого места; словно испытания, выпавшие на долю всех православных в Западной Европе за прошедший век, увенчались не только золотыми куполами, но и впитались в поры бургундского камня.
А потому нужно оставить все сомнения, забыть прежние нестроения, войти в этот прекрасный храм с надеждой, и по словам апостола Петра прежде всего полюбить друг друга «от всей души, потому что любовь покрывает множество грехов» (1-е Пет., 4:8).
После того, как книга уже была сдана в печать, Корсунская епархия стала центром вновь учрежденного экзархата в Западной Европе во главе с митрополитом Корсунским и Западноевропейским Иоанном (Рощиным). Да поможет нам Бог!