Когда оправданно убийство
JESUS-PORTAL.RU. 27 марта. В конце февраля Федеральный конституционный суд Германии объявил противоречащим Основному закону страны введенный бундестагом в 2015 году запрет на эвтаназию, сообщает Российская Газета со ссылкой на немецкие СМИ. Как считает председатель суда Андреас Фосскуле, каждый человек имеет право уйти из жизни по собственному желанию и воспользоваться помощью третьих лиц, если она требуется.
Ранее в законе врачам была запрещена помощь смертельно больным пациентам, желавшим умереть, и эвтаназия каралась минимум тремя годами тюрьмы. Этим положением законодатели хотели предотвратить сокрытие преднамеренного убийства под видом помощи в добровольном уходе из жизни.
По сообщениям газеты «Die Welt» врачи приняли решение Конституционного суда «с огромным облегчением».
В это время в Бельгии, где эвтаназия была легализована еще в 2020 году, завершилось первое уголовное дело, связанное с ней, сообщает РИА Новости. Бельгийский суд присяжных оправдал троих врачей, которые помогли 38-летней бельгийке Тине Нис, больной аутизмом, уйти из жизни. В 2018 году ее сестры выдвинули против врачей обвинения, но суд счел, что закон об эвтаназии не был нарушен.
В Японии 16 марта Окружной суд Йокогамы вынес смертный приговор японцу, который в июле 2016 года убил 19 человек в доме инвалидов. В ходе следствия Уэмацу Сатоси заявил, что «спасал тяжелобольных со множественными заболеваниями» и не раскаивается в содеянном. Ранее он работал в этом доме и неоднократно заявлял, что считает необходимым эвтаназию для умственно отсталых людей. В 2012 году он принес письмо в резиденцию председателя нижней палаты японского парламента, в котором требовал принять «закон об эвтаназии инвалидов», утверждая, что такое решение позволит предотвратить Третью мировую войну.
В настоящее время в большинстве стран отношение к эвтаназии не закреплено законодательно. В России действует Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который фактически запрещает «ускорение смерти по просьбе пациента, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни».
Русская Православная Церковь активно выступает против эвтаназии, в том числе и поддерживая богословский диалог с другими христианскими Церквами. Так, в феврале прошлого года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялась международная конференция по теме «Смерть и умирание в технологическом обществе: между биомедициной и духовностью», которую возглавил митрополит Волоколамский Иларион. Проблемы биоэтики и в частности, эвтаназии, обсуждали представители Православной и Католической Церквей, медицинских и научных учреждений.
Митрополит Волоколамский Иларион
Источник: Маргарита Ивлева / Пресс-служба ОЦАД
Митрополит Волоколамский Иларион считает легализацию эвтаназии возрождением идеологии нацизма. Об этом архиерей рассказал в эфире программы «Церковь и мир»:
«Мы сегодня являемся свидетелями того, как эта нацистская идеология возрождается. Словом "эвтаназия" сейчас обозначается умерщвление тяжелобольных людей. Причем существуют разные формы эвтаназии, в том числе в некоторых странах уже разрешена детская эвтаназия».
Церковь выступает против эвтаназии, поскольку та нарушает заповедь «Не убий»: «Любое убийство преступно: будь то эвтаназия, аборт или другая форма убийства, которая оправдывается теми или иными соображениями».
Митрополит Иларион перечислил также случаи, когда убийство может быть оправдано: это «случаи убийства в ходе военных действий или уничтожения террористов, то есть ликвидация того или иного человека с целью предотвращения ликвидации им других людей».
Добровольный уход из жизни противоречит Божьему замыслу о человеке, а страдания посылаются Богом для духовного очищения человека перед смертью, рассказал архиерей. При этом он подчеркнул, что верующие люди вовсе не настаивают на том, чтобы любой ценой продлить человеку жизнь:
«Бывают случаи, когда человек добровольно отказывается от лечения, понимая, что оно не способно исцелить болезнь, но способно лишь продлить его страдания – это нравственный выбор, который может сделать каждый человек».
Митрополит Иларион обратил внимание и на то, что Церковь не просто запрещает эвтаназию, а помогает человеку преодолевать духовные кризисы, которые подталкивают к мыслям о самоубийстве.
«Таким людям надо помогать всеми возможными средствами, а самое главное – возвращать этим людям волю к жизни. Это то, чем Церковь, собственно, занимается на всех фронтах: возвращает людям волю к жизни, если они ее потеряли».