Христианство – религия радости
Портал «Иисус» продолжает серию публикаций, освещающих подготовку учебников нового поколения для духовных семинарий Русской Православной Церкви. Сегодня мы публикуем текст из учебника, находящегося на стадии подготовки и еще не доступного широкой аудитории: «Деяния святых апостолов и Соборные Послания» (автор – митрополит Волоколамский Иларион). В главе 6 этого учебника раскрывается смысл частого употребления Евангелистом Лукой слов «радоваться» и «радость»:
…и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе (Деян 5. 40-42).
Употребленное в первой фразе причастие δείραντες происходит от глагола δείρω, означающего «сдирать кожу», «сечь», «бичевать». Бичевание было распространенным наказанием в Римской империи. Осужденных на смерть перед казнью принято было бичевать: такое бичевание было особенно жестоким и нередко заканчивалось смертью осужденного. Менее жестоким, однако тоже весьма болезненным, было бичевание, применявшееся в профилактических и педагогических целях. Вероятно, именно такое наказание предлагал Пилат для Иисуса, когда настойчиво говорил иудеям: «Итак, наказав Его, отпущу (παιδεύσας οὖν αὐτὸν ἀπολύσω)» (Лк 23. 16, 22).
[…]
Бичевание было не только болезненным, но еще и позорным наказанием. Не случайно Лука упоминает о «бесчестии», которое апостолы приняли за имя Господа Иисуса. Однако это бесчестие стало для апостолов источником радости.
Глагол «радоваться» и существительное «радость» нередко встречаются на страницах Нового Завета. Атмосферой радости, в частности, пронизано Евангелие от Луки: в нем говорится о радости при рождении Иоанна Предтечи (Лк 1. 14); в момент Благовещения (Лк 1. 28); при посещении Божией Матерью Елисаветы (Лк 1. 41); при явлении ангела пастухам (Лк 2. 10). Лука рассказывает, как ученики Христа, вернувшись с проповеди, «с радостью» говорили Ему о том, что им повинуются духи (Лк 10. 17); Иисус же в ответ сказал: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк 10. 20). «В тот час возрадовался духом Иисус», – пишет Евангелист (Лк 10. 21). Можно отметить также упоминания о радости народа при виде чудес, совершённых Иисусом (Лк 13. 17); о радости, с которой Закхей готов был принять в свой дом Христа (Лк 19. 6); о радости учеников, которые, встретив Иисуса на пути в Эммаус после Его воскресения, узнали Его в преломлении хлеба и спрашивали друг друга: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге?» (Лк. 24. 32).
Та же атмосфера пронизывает и книгу Деяний. Петр и Иоанн радуются, потому что удостоились принять бесчестие за имя Христа. О городе, в котором проповедовал Филипп, говорится: «И была радость великая в том городе» (Деян 8. 8). Евнух царицы Эфиопский, принявший крещение от руки Филиппа, «продолжал путь, радуясь» (Деян 8. 39). Служанка, узнав Петра, освобожденного из темницы, «от радости не отворила ворот» (Деян 12. 14). Слыша проповедь Павла и Варнавы, язычники «радовались и прославляли слово Господне» (Деян 13. 48), а ученики «исполнялись радости и Духа Святаго» (Деян 13. 52). По пути на Апостольский Собор в Иерусалим, Павел и Варнава, «рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях» (Деян 15. 3). Павел говорит эфесским пресвитерам: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян 20. 24).
Через Книгу Деяний христианство раскрывается как религия радости. Источником этой радости является чувство живого присутствия Христа в общине Его учеников и действующая в этой общине благодать Святого Духа. Она помогает апостолам преодолевать испытания и трудности, гонения и побои, дерзновенно свидетельствовать о Христе, распятом и воскресшем.