Каждая собака будет учить меня верить в Бога: God & dog
Я читал в парке статью «Человек в поисках конечного смысла» психотерапевта Виктора Франкла. На самом деле, его слова дошли до меня, но не без помощи собаки незнакомой девушки.
В Катехизисе Синодальной библейско-богословской комиссии о смысле человеческого существования говорится так: «Под подобием (Божиим) обычно понимается цель, к которой человек должен стремиться: через послушание Богу и исполнение Его заповедей человек призван все более и более уподобляться Богу». Ни слова о радости и улыбке. Мне на память приходит идея, которую я почерпнул у неопротестанта (баптиста) пастора Рика Уоррена (в книге «The Purpose Driven Life: What on Earth Am I Here For?»). Идея Уоррена: не мы должны радоваться, а задача христианина — заставить Бога улыбнуться.
Я вспоминаю собаку, которая сидела и смотрела, как я читаю, как будто это была самая захватывающая вещь в ее жизни. Я невольно улыбнулся. Так ли чувствует себя Бог, когда мы обращаем к нему свои взоры и открываем сердца? Мы хотим услышать безмолвные слова Бога, обращенные к нам. Мы ждем знака, что Он здесь, что Он слушает, что Он заботится.
Благодаря той собаке я понял слова Уоррена: мы заставляем Бога улыбаться.
via GIPHY
В 2019 году каждый пятый россиянин (19%) сообщил ВЦИОМ, что у него есть беспородная собака. У стольких же есть породистая. 20% наших соотечественников сообщили, что заводят домашних животных из любви к ним. Появление домашнего питомца в 16% случаев связано с желанием собственного успокоения и / или радости (16%).
Собаки упоминаются в Библии более десятка раз. И конечно, собака — это Бог, написанный задом наперед (God — dog).
«Приди ко мне, философ, мудрец… и собака не по бесстыдству, но по дерзновению, не по прожо́рливости, но по умеренности, не потому, что лаешь, но потому, что охраняешь доброе, бодрствуешь в заботе о душах, ласкаясь ко всем, которые близки тебе в добродетели, и лаешь на всех чужих»1Greg. Nazianz. Or. 25. 2, 6 // PG. 35. Col. ?, 1205.
Античный философ Антисфен называл себя киником и пытался жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность. Таким образом он стремился жить сам и называл себя аплокион (ἁπλοκύων, истинный пес). От этого слова происходит название школы кинизм.
На память приходит также католический нищенствующий орден доминиканцев. Транскрипция Domini canes (псы Господни) отражена в символе ордена — собаке, несущей в пасти горящий факел для защиты и проповеди церковного учения.
Я задумался: почему целые традиции — философские и религиозные — называют себя в честь животных?
Собаки зависят от нас во всем. Они жаждут доставить нам удовольствие и почувствовать, что мы любим их. Разве не так Бог хочет, чтобы мы относились к нему? Можем ли мы сказать, что любим Бога так же сильно, как наши собаки любят нас? Вот несколько мыслей по этому поводу.
1. Быть близким к Богу
Собаки хотят быть рядом с нами. Они свернутся калачиком у наших ног, даже если твердый пол не так удобен, как их любимая подушка. Они вскакивают, когда видят нас, потому что хотят быть как можно ближе.
Разве не так бывает, когда мы преклоняем колени, чтобы помолиться? Мы можем молиться сидя или даже лежа, но иногда нам кажется, что лучше молиться на коленях. Мы делаем это, чтобы почувствовать себя ближе к Богу. Разве это не заставляет Бога улыбаться? Думаю, да.
2. Понимание Слова Божиего
Собаки так забавно стараются, крутя головой и подергивая ушами, чтобы понять наш язык. Мы — существа совершенно иного рода для них, как и для Бога человечество.
И все же собаки учатся распознавать некоторые наши слова из желания понять нас. Сначала они учатся командам, а потом узнают, когда пора на прогулку, или где хранится корм.
Если бы слова Бога было легко понять, не было бы 9 000 различных деноминаций, основанных на Библии. Пытаемся ли мы слушать Бога, говорящего нам, что Он хочет, чтобы мы делали? Учимся ли мы сначала Божиим заповедям, а затем стремимся ли мы углубиться в понимание? Когда мы пытаемся услышать Бога, улыбается ли Бог? Думаю, да.
via GIPHY
3. Постижение путей Господних
Наши мотивы и ценности недоступны пониманию собаки. Они недоумевают, когда мы расстраиваемся из-за обглоданного ботинка или вырытой во дворе ямы.
Мы также не можем по-настоящему понять Бога — будь то трудности, с которыми мы сталкиваемся, испытания, которые Бог позволяет нам вынести, или наши, казалось бы, неотвеченные молитвы. Есть такие тайны, как Троица или Евхаристия, которые мы созерцаем, но никогда не постигнем.
Собаки, кажется, исполняют наши повеления, даже если они не могут понять их замысел. Делаем ли мы так по отношению к Богу? И разве это не заставляет Бога улыбаться, когда мы пытаемся понять то, что не может быть понято? Думаю, да.
4. Испытание Бога
Собаки проверяют границы дозволенного. Они убегают из дома — не потому, что нас не любят, а просто чтобы повеселиться. Разве не так мы иногда поступаем с Богом? И через некоторое время, когда веселье закончится, наступит холод, и мы проголодаемся, разве мы не жаждем Бога (Пс. 41:2)? Разве мы не приходим хромыми и слабыми, грязными и плачущими, чтобы постучать в дверь, прося о возвращении к теплу Божией любви?
Священное Писание уверяет нас, что Бог всегда простит нас и примет нас домой (Лк. 15). И разве небесный Отец не улыбается, когда блудный сын возвращается домой? Думаю, да.
5. Память о Боге
Собаки безмерно рады видеть нас, независимо от того, отсутствовали ли мы несколько дней или всего несколько часов. Мы можем оставить какую-то вещь, чтобы успокоить питомцев и дать им понять, что мы вернемся через какое-то время — термин, который они не могут понять. Иисус заповедал принимать участие в Тайной вечере в память о Нем. Это способ Бога оставаться с нами до тех пор, пока Он не придет снова.
Разве Бог не улыбается, когда мы принимаем Святое Причастие и сохраняем благодать в наших сердцах, пока мы ждем, чтобы быть с Ним вечно? Думаю, да.
6. Принадлежность Богу
Собаки принадлежат нам. Мы называем их «нашими» питомцами. И мы принадлежим Богу, потому что он сделал нас своими. Нам говорят, что Бог заботится о нас настолько, что считает волосы на наших головах (Мф. 10:29). У Бога есть наши имена в его Книге жизни (Дан.7:10, 12:1-4; Фил. 4:3; Откр.17:8, 20:12-15, 21:27). Бог знал нас еще до того, как мы родились (Иер 1:5). Он наблюдал за нами и вел нас на протяжении всей истории времени (Деян. 17:26-28, например).
Мы Божии, хотя ничем не заслужили этого. Неужели Бог улыбается нам только потому, что мы принадлежим Ему? Думаю, да.
7. Послушание Божиему зову
Собаки приходят, когда мы их зовем. Это самая важная команда, которой мы учим наших питомцев — для их же блага, чтобы защитить их от зла. Отвечаем ли мы, когда Бог призывает? Готовы ли мы исполнять волю Бога — что бы Он ни попросил и когда бы Он ни попросил?
Бог велел нам быть готовыми (1 Пет. 3:15, 2 Тим. 3:17). Разве это не заставит Бога улыбнуться, если мы придем добровольно, когда он позовет? Думаю, да.
8. Творение по подобию Божиему
Исследователи из Сан-Диего обнаружили, что собаки и их владельцы похожи друг на друга. Многие наряжают питомцев в дурацкую одежду и причесывают шерсть, чтобы угодить своему вкусу и подражать собственной внешности. Большинство из нас склонны выбирать породу собак, которая по своей природе и характеру больше всего похожа на нашу собственную.
Не это ли имел в виду Бог, когда говорил, что мы созданы по Его образу и подобию? Не потому ли изображение Бога в искусстве прекрасно, с нимбом над головой и глазами, обращенными к небу? Очевидно, в собаках есть что-то очень человеческое. Есть ли в нас что-то богоподобное? Разве Бог не улыбается, видя, что мы пытаемся быть похожими на него? Думаю, да.
9. Быть бесстрашным
Собаки волнуются из-за всяких глупостей. Мы знаем, что их страхи необоснованны, и питомцы в полной безопасности — но собаки, похоже, не знают этого. Принесите что-то большое, новое и странное в дом, и вам будет над чем посмеяться в течение долгого времени.
Когда идет гроза, собака может спрятаться под кроватью или пытаться забраться на колени, независимо от того, сможет ли она там поместиться. Бог сказал нам не бояться, потому что Он всегда с нами (Мф. 28:20). Бог ожидал, что апостолы узнают об этом, и Он ожидает того же от нас. Когда мы волнуемся из-за чего-то, разве Бог не улыбается? Думаю, да.
via GIPHY
10. Возвращение домой
Собаки, как известно, находят дорогу домой, когда теряются. То и дело мы читаем об этом в новостях или видим в кино.
Как бы далеко мы ни забрели, мы всегда можем найти дорогу обратно к Богу. Он сделал нас такими. И когда мы находим дорогу домой, не улыбается ли нам Бог? Думаю, да.
11. Щедрость Бога
Мы тратим целое состояние на домашних животных. Мы осыпаем их подарками и заботой, кормим особыми продуктами, награждаем деликатесами и игрушками. Мы даем это собакам, потому что любим их и хотим, чтобы они были счастливы.
Бог так же посылает нам блага, часто гораздо больше, чем нам действительно нужно. Бог благословляет нас способами, которые мы можем не знать, не понимать и не ценить. Благодарим ли мы Бога или клянчим следующую игрушку? Бог на это может сказать: сейчас, позже или, может быть, никогда. Но разве Отец небесный не улыбается, когда благословляет нас? Думаю, да.
12. Приносить жертвы
Собаки славятся тем, что отдают свои жизни, чтобы защитить нас. Будь то верный сенбернар в заснеженных Альпах, быстрый далматинец, бесстрашно врывающийся в горящее здание, или отважные полицейские собаки, помогающие офицерам в охране правопорядка. Такова природа собак — отдать свою собственную жизнь, если это необходимо, за нас.
«Среди всех животных, сотворенных вместе с человеком, нет [иного], которое любит своего хозяина, как собака, что хранит и оберегает его и днем и ночью — сравнивает писатель IV в. Афраат Персидский христиан с собаками. — И даже когда хозяин сильно бьет ее, она не отходит от него. Когда с хозяином она идет на охоту и выходит им навстречу могучий лев, то готова она пожертвовать собой ради своего хозяина. Таковы же и сильные, отобранные водой, которые идут за своим Господом, словно собаки, и души свои предают на смерть за Него. Они с воодушевлением сражаются за Него, охраняют и оберегают Его и днем и ночью»2Aphrahat the Persian Sage and the Temple of God. A Study of Early Syriac Theological Anthropology. / Ed. Jarkins S.K.S. Piscataway: Gorgias Press, 2014. P.70.
Может потребоваться, чтобы мы стали исповедниками ради Бога. Надеюсь, что до этого не дойдет, но если такое случится, у нас хватит мужества почтить Бога. Чаще мы приносим небольшие жертвы, будь то благотворительные взносы или волонтерство в приюте для бездомных. А может быть, лишь отказ от любимого телешоу, чтобы помолиться. Улыбается ли Бог нашим жертвоприношениям? О, да, думаю, да.