Сретение в церковном календаре
При взгляде на богослужебный календарь создается впечатление, что мы имеем дело с обыкновенным календарем. В нем, как и в светском календаре, время распределяется от начала года до его завершения, где каждый день посвящен воспоминанию тех или иных событий. Однако это не так. Богослужебный календарь диахроничен.
Это означает, что в нем одновременно присутствуют различные временные последовательности, богослужебные циклы, взаимосвязи праздничных событий, которые взаимодействуют, нередко парадоксально.
Первоначальным и главным по времени своего возникновения праздником является Пасха. Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Это означает, что все празднования и воспоминания, связанные с Пасхой — Великий Пост, День Пятидесятницы и последовательность воскресных богослужебных чтений — являются переходящими и каждый год приходятся на разные даты.
Параллельно пасхальному циклу в богослужебном календаре располагается рождественский. Он начинается от Благовещения, то есть дня Зачатия Господа Иисуса Христа Девой Марией от Духа Святого и включает в себя Рождество, Обрезание и Сретение.
Ранняя Церковь праздновала Рождество и Крещение Иисуса Христа одновременно как праздник Богоявления, поэтому рождественский цикл в тех Церквях, что праздновали эти события, вел свой отсчет от Богоявления 6 (19) января.
Помимо этого, в календаре имеются два мини-цикла. Первый образуется сочетанием праздников Зачатия и Рождества Пресвятой Богородицы, второй — Зачатием и Рождеством Иоанна Крестителя.
Празднования в честь святых, икон и исторических событий неподвижно распределены в течение года.
И наконец особняком в богослужебном календаре стоят так называемые идейные празднования. Изначально возникшие в связи с тем или иным событием, они постепенно трансформировались в празднование в честь того или иного догмата или вероучительного убеждения. Среди них Воздвижение Креста, Покров, Святая Троица и … Богоявление.
Первоначально Богоявление было едва ли не единственным помимо Пасхи, христианским праздником, своего рода противоположным полюсом по отношению к последней. Ведь если Пасха была торжеством в честь Христа Воскресшего и Царствующего над Вселенной, то Богоявление — празднованием в честь явления Христа во плоти, торжеством и воспоминанием Его земной жизни. Со временем отдельные события из жизни Господа Иисуса стали воспоминаться отдельно. Вместе с событиями Пасхального цикла и праздниками в честь Богородицы Марии они образовали последовательность из двенадцати праздников. В календаре Церкви они именуются дванадесятыми. Те из них, что связаны с Пасхой, изменяются по датам, остальные — нет. Одним из таких праздников, украшением февраля, является праздник Сретения. Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Церковь празднует всю седмицу, с 15 по 22 февраля.
«Небесный хор Небесных Ангел, приник на землю, зрит яко младенца, носима к храму, Господа». Сретение — встреча Бога и человека, Сретение — прославление Марии, Сретение — Вход Господа во Храм, Сретение — День Света, Сретение — Великое Пришествие Христа.