Без Библии немыслимы классические тексты: как научить детей понимать романы Достоевского?
Почему «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского называют «романом-предупреждением»? Что помогает Раскольникову воскреснуть для «новой жизни»? Почему теория Раскольникова привела героя к духовному кризису? Все это — вопросы для сочинений на ЕГЭ по литературе. А в список произведений для подготовки к декабрьскому сочинению входят романы Достоевского «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Преступление и наказание» — последний считается обязательным к прочтению.
В наш век политкорректности
И выпускники в течение года худо-бедно учатся писать о Достоевском. Они рассуждают об абстрактном нравственном законе, на который опирался писатель, о морали и наказании, о милосердии и духовном возрождении, но не вникают в то, что именно было для писателя источником нравственности. И, конечно, оставаясь здесь беспристрастными, наши дети отражают космополитизм и стремление к политкорректности нашего времени. Но от этого «отстранения» их сочинения больше похожи на переливание из пустого в порожнее. Сочинение, каким бы оно ни было идеальным по всем кодификаторам, без использования главного кода становится пустым. Тогда как ответить на вопросы, которые даются во время выпускных испытаний, предметно, не зная Евангелия, не зная о духовном пути писателя, невозможно.
Отчего наши дети читают и ничего не понимают?
В современных школах до сих пор нет уроков по Библии. А на филологических факультетах в программе есть лишь курс религиоведения, но Священное Писание как таковое в университетах не изучается. Оттого и Достоевского будущие учителя читают без опоры на Библию. А если говорить об опытных школьных учителях, которые получали образование в советское время, — то тексты Достоевского изучались ими в минимальном объеме: они оказались в «черном» списке из-за «религиозного мировоззрения автора и его персонажей». Долгие годы противоречивого отношения к религии в XX столетии отечественной истории привели к тому, что теперь наши дети не в состоянии понимать классическую русскую литературу, да и вообще историю европейской культуры.
Источник: Марина Калинина / Издательский дом «Познание»
Сквозь политические фильтры советского времени
Несмотря на религиозное содержание, произведения Достоевского нельзя было просто вычеркнуть из истории литературы, поэтому творчество писателя стало рассматриваться через разного рода политические фильтры. С 1920-х годов романы Достоевского стали изучаться с точки зрения социальной проблематики. При этом самого писателя оценивали как обличителя пороков буржуазной действительности, а его религиозные искания было принято считать «трагическим заблуждением». Так, преступление Раскольникова было рекомендовано объяснять его бедственным положением. Самое грустное — то, что трактовка эта и по сей день рикошетит в школьных сочинениях и в работах выпускников на ЕГЭ.
Сквозь плеяду «маленьких людей»
В 1980-е годы в школах изучалось только «Преступление и наказание», при этом в методических разработках по литературе учителям надлежало указывать на противоречивость творчества Достоевского, а что касается самого романа — обращать внимание учеников на тему «боли за человека как основы авторской позиции, суровой правды изображения безысходности и одиночества «маленького человека» в безжалостном мире эксплуатации и угнетения».
Илья Глазунов «Ф.М. Достоевский». 1992
Источник: Галерея Ильи Глазунова
Новая эпоха возрождения
Во времена «перестройки» эти позиции были переосмыслены, и в школу вернулись темы христианских, общечеловеческих ценностей, поднимаемых Достоевским. В настоящее же время мы переживаем истинное возрождение Достоевского в нашей культуре. И интерес к его произведениям со стороны государства не исчерпан. Сейчас, как никогда, мы нуждаемся в осмыслении тех проблем, которые манифестировал писатель.
Сейчас в школьную программу произведения Достоевского входит уже с 5-ого класса, когда детям предлагается рассказ из «Дневника писателя» «Мальчик у Христа на елке». В некоторых программах в 7 классе избирательно дается текст «Братьев Карамазовых». Потом в 9-ом классе читаются «Белые ночи». А в 10-ом подробно рассматривается «Преступление и наказание».
Но дети все равно с трудом понимают классическую литературу…
Просто расширить в школьной программе наличие текстов Достоевского недостаточно. Как показывает печальный опыт современных учителей русского языка и литературы, творчество этого писателя оказывается слишком объемным и сложным для восприятия современными детьми. И причина этой проблемы кроется в том, что школьная система с течением времени утратила одну из несущих стен интеллектуально-нравственной культуры — Библию — основной культурный код, дающий возможность отворить врата к пониманию не только русской литературы, но и мирового искусства в целом.
Сейчас в государственных школах этот язык транслируется именно произведениями Достоевского, его герои говорят на языке Евангелия, в текст вплетены многочисленные библейские аллюзии. Именно через романы Достоевского дети и впитывают духовно-нравственные основы, хотя до конца и не понимают то, что изучают. Школьники оказываются в мире литературы и осваивают язык Евангелия от носителей этого языка.
Источник: Марина Калинина / Издательский дом «Познание»
Время интеграции
Понадобилось целое столетие, чтобы вернуть системе образования возможность смотреть на творчество Достоевского сквозь призму христианства, а на человека в контексте его «постепенного перерождения, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».
В 2021 году из средоточия современной христианской интеллектуальной культуры явилась примиряющая все отголоски недоверчивого отношения советского времени к творчеству Достоевского книга митрополита Волоколамского Илариона. И деятельность автора нашла отклик на государственном уровне — летом этого года владыка Иларион стал Лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Сам факт того, что о Достоевском говорится от лица одного из наших авторитетнейших богословов и иерархов Церкви, дарит надежду всем настоящим и будущим учителям русского языка и литературы, что у них появится инструмент, с помощью которого они смогут научить наших детей читать и понимать основы духовно-нравственной культуры человечества, а книга «Евангелие Достоевского» войдет в программы филологических факультетов педагогических университетов страны.
Читайте также: Достоевский как толкователь Священного Писания.