Хороший, плохой, добродетельный — стоит ли христианину заботиться о репутации?
Христианин в миру балансирует между нравственными идеалами, общественными нормами и собственным благополучием. Вопросы репутации были сложными уже во времена Иисуса, который трапезничал с грешниками и публично обличал «элиту», а сегодня все стало еще сложнее.
Хорошая репутация — это добродетель? Все христиане — примерные граждане? Стоит ли бороться с клеветниками? Как решить конфликты в общине? Спросили об этом пастырей и собрали их мнения.
Живи так, чтобы о тебе говорили хорошо, и не развешивай уши
Хорошая репутация автоматически добродетелью не является. Но она хорошо работает в небольших городах, где все друг друга знают. Там человек с хорошей репутацией наверняка окажется неплохим — добродетельным, сострадательным, деятельным. Хороший учитель, врач, священник. Или просто бабушка, пережившая все, что только можно.
Но я бы призвал не доверять хорошему мнению о человеке и проверять его самому. Как говорит псалмопевец Давид «всяк человек — ложь» (Пс. 115:2), а как добавляет мой духовник — «я тож».
Кажется, что праведник — это добропорядочный гражданин. Но мы знаем, что если государство потребует его принести жертву иным богам, он откажется, пойдет на муки и казнь, но не исполнит государственный закон. Останется ли он добропорядочным гражданином? Для государства такой человек — уже преступник, но для Церкви он — мученик.
А как быть с клеветой? Духовно-олимпийские нормативы христианства говорят, что если ты промолчишь, примешь клевету и ее последствия: оскорбления, финансовые и карьерные затруднения, это будет претерпеванием Христа ради. Но претерпевать стоит, только когда клевета не имеет далеко идущих последствий. Например, назвал тебя кто-то дураком, а ты знаешь, что это не так, и молчишь.
Я бы хотел предостеречь всех читателей от «обезьяничанья», как это называет митрополит Антоний Сурожский. То есть, не повторять бездумно поступки святых отцов, не отрекшись от мира и не живя в Святом Духе. Что хорошо для монаха, то для человека, обремененного семьей, работой и ответственностью за благополучие предприятия — смерть. То есть, если тебя оклеветали на работе, и ты видишь, что это принесет тяжелые плоды, вплоть до увольнения и судебных разбирательств, ты обязан защитить свое доброе имя. Посмотрите на Христа, который требовал ответа от своих обидчиков:
Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин. 18:23)
Клеветнику лучше дать тактичный, вежливый, аргументированный отпор.
Как священник-блогер я часто сталкиваюсь с тем, что прихожане волнуются по поводу допуска к причастию недостойного, на их взгляд, человека. Но в пастырской практике, как правило, такие вопросы спускаются на тормозах.
Я и сам пользовался дурной славой среди собратьев и сослужителей. По старой доброй христианской привычке никогда при личной встрече не показывал, что знаю, что человек обо мне говорит. Даже если кто-то не скрывает своего пренебрежительного отношения, я все равно не делаю вид, что этим обижен. Здороваюсь, поддерживаю разговор, разделяю трапезу. Этот метод работает — ближе знакомясь с тобой, человек меняет свое отношение и даже стыдится своего прошлого мнения. Не нужно бросать в лицо перчатку и обвинять в предвзятом отношении — просто живи так, чтобы о тебе говорили хорошо. Хочу всех призвать не слушать сплетни о других и останавливать тех, кто хочет донести вам сплетни о вас. Душевное равновесие и доброжелательное отношение к людям важнее.
Иерей Владислав Береговой, настоятель Борисоглебского храма г. Мосальска, Калужская область
Не бывает дурного человека, бывает дурное поведение
Хорошая репутация может свидетельствовать о добродетели, а сама по себе она — не добродетель. При этом добропорядочным гражданином может сделать выполнение двух первых заповедей Божиих — возлюби Бога и возлюби ближнего своего. Не нужно всем доказывать, какой ты хороший, достаточно спокойно жить по заповедям. Как говорил Амвросий Оптинский: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение!». А разбираться с клеветой нужно доверить Богу.
Я сталкивался с тем, что некоторые прихожане нелестно отзываются о других. Переубеждать их бесполезно. Однако надо напоминать: не осуждай другого, лучше следи за бревном в своем глазу. Разумный человек способен изменить отношение к тому, кого он осуждал.
Не бывает дурного человека, бывает дурное поведение. Поведение мы должны осуждать, но делать это умело, чтобы человек исправился, а не обозлился.
Протоиерей Александр Шириков, настоятель Всехсвятского прихода г. Владимира
Лучше всего иметь репутацию хорошего христианина
В цивилизованном обществе хорошая репутация чаще всего будет и добродетелью. Многие ценности нашего общества в основе своей являются христианскими. Например, репутация хорошего семьянина зиждется на христианских представлениях о семье — это верность и любовь супругов, забота о детях, почитание родителей. В то же время, репутация хорошего бизнесмена, например, связана исключительно с деловыми качествами, но не с добродетелью в христианском смысле.
Лучшее, что можно пожелать — иметь репутацию хорошего христианина. А жизнь по заповедям не помешает быть добропорядочными гражданами нашей страны.
Во всем, что касается взаимоотношений между людьми, христианин должен исходить из соображений пользы. Принесут ли пользу разбирательства с клеветой вам, вашему обидчику, или только навредят? Да, есть слова Христа: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:42), но не всегда хватает душевных сил поступить именно так. Тогда можно вспомнить другие слова Писания, правда, еще из Ветхого Завета: «Око за око и зуб за зуб» (Лв. 24:20). То есть, наша борьба должна быть как минимум справедливой, честной. Если вы можете бороться, сохраняя спокойствие в душе, не давая места злобе, обиде, желанию отмщения — хорошо. Если можете потерпеть ради мира — лучше. В конце концов, если ваше доброе имя заслужено, правды ведь все равно не утаишь?
Конфликты на приходе — обычное дело. Подобное было еще в древнем Коринфе, куда писал послания апостол Павел. Наиболее частая ситуация — когда прихожане, особенно активные, делятся на группы, которые противостоят друг другу. Часто поводы достаточно мелочные — кто будет украшать храм, почему только они следят за подсвечниками, кто разрешил делать замечания, почему им сказали, а нам нет, и в том же духе. Я в таких ситуациях старался быть миротворцем, прислушивался к разным мнениям, пытался наладить диалог и найти консенсус. Сразу скажу, что не всегда получалось.
Иерей Алексий Колыванов, проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии
Хорошая репутация — следствие добродетельной жизни
В христианстве добродетели противопоставляются грехам, а добродетельная жизнь состоит в исполнении заповедей Божиих. Живя таким образом, человек, по библейскому выражению, «ходит перед Богом», а не перед людьми, и стремится делать то, что находится в согласии с волей Божией.
Репутация формируется из мнений людей, она непостоянна и не может отражать того, как выглядит тот или иной человек в очах Божиих. Хорошая репутация может быть признаком того, что человек действительно обладает положительными качествами и каким-то добродетелями, но может также отражать умение человека скрыть свои недостатки или проявлять человекоугодие. Об этом говорит Христос:
Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их (Лк. 6:26).
При этом нельзя сказать, что репутации в христианстве не уделяется внимание. В послании к Тимофею апостол Павел говорит, что епископу надлежит «также иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3:7). Однако толкователи обращают внимание на слово «также», которое показывает, что доброе свидетельство от внешних — это своего рода дополнение, но не ключевой критерий.
Хорошая репутация, таким образом, сама по себе не является добродетелью, но она может быть следствием добродетельной жизни.
Если жизнь человека действительно строится вокруг заповедей Божиих, то это не может не накладывать отпечатка на то, как такой человек будет позиционировать себя, как он будет относиться к любым своим делам. В этом смысле личностная добропорядочность человека будет расти вместе с его ростом как христианина. Будет ли такой человек добропорядочным как гражданин в глазах государства, зависит от того, какие ценности государство исповедует. Вряд ли христиане могли и могут считаться добропорядочными гражданами в тех государствах, где христианство подвергается гонениям.
Если же христианин оказался оклеветанным, то необходимо рассуждение о том, каков масштаб проблемы, и каковы ее возможные последствия.
Например, если речь идет о какой-то мелкой бытовой клевете, то, в зависимости от духовных сил и состояния христианин может оставить ее без внимания и использовать как повод для внутренней работы над собой — для обучения себя терпению, молитве и иным добродетелям.
Исчерпывающий совет о том, как поступать с клеветой, дает святитель Иоанн Златоуст:
Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение, <...> Если это правда, исправься; если ложь, посмейся над этим; если сознаешь за собою то, что сказано, вразумись; если не сознаешь, оставь без внимания; лучше же (сказать), не только посмейся и оставь без внимания, но и радуйся и веселись, по слову Господа...
Но если клевета, к примеру, наносит вред всей Церкви, то ей необходимо противодействовать.
Иеромонах Павел (Черкасов), проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры
Люди говорят друг о друге чудовищные вещи
Как привлекательная внешность — следствие здоровья, так и хорошая репутация — следствие добродетели. В Евангелии мы встречаем противоречивые утверждения о репутации. С одной стороны, Христос говорит, что «вы — соль земли» (Мф. 5:13), «да просветится свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Кажется, что добродетельность христиан предполагает хорошее общественное мнение.
С другой стороны, Христос Своим ученикам предсказывает непонимание, которое они будут встречать со стороны других людей, гонения. Более того, Он говорит: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11). В Евангелии неоднократно подчеркивается — и в Первосвященнической молитве Иисуса Христа, и в прощальной молитве — что христианин будет конфликтовать с этим миром. И апостол Петр говорит:
«
Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется (1 Пет. 4:14).
Евангелие здесь не противоречит себе, а отражает сложность ситуации: действительно, иногда людская злоба, их нежелание «полюбить Свет» выражаются в «каиновом комплексе» — зависти к тому человеку, который, как им кажется, ближе к Богу.
С борьбой за доброе имя дело тоже обстоит по-разному. Например, апостол Павел в городе Филиппы отказался выйти из тюрьмы, не получив публичных извинений: «Нас, Римских граждан, без всенародно суда били и бросили в тюрьму, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас» (Деян. 16:37). Идея апостола понятна: если бы их отпустили тайно, это бы бросило тень на всю апостольскую проповедь и христианскую общину в городе. Поэтому он борется за востановление опороченного имени.
Другая ситуация: во Втором послании к Коринфянам апостол Павел тоже борется за свою репутацию, но не ради своего эгоизма. Он любит коринфян и понимает, что добрые отношения с ними — залог их духовного успеха. В Послании к Галатам апостол настаивает не только на чистейшей репутации, но и на своем авторитете. Но опять же ради того, чтобы отвратить их от заблуждений.
В этих примерах кроется ответ — там, где нанесен урон нашей репутации и страдает только наше эго, как христиане мы должны смириться. Но там, где речь о пользе других людей или о пользе в целом, нужно заботиться о своем добром имени.
Я сталкивался с разными слухами о своих прихожанах. И эти слухи часто разрушались после личного общения. Не перестаю удивляться, насколько чудовищные вещи люди могут думать и говорить друг о друге. Расскажу случай из жизни: однажды я был в монастыре, и в ожидании монахов меня посадили за стол. Это был Успенский пост, а на столе лежал кусок отварной говядины. Будучи еще молодым неофитом, я сидел и смущался: как это так, Успенский пост, скит и вареное мясо? Я смущался минут 15, пока мне кто-то не сказал: «Андрей, пока ждешь, попей чайку, вот халва лежит». Для меня это стало большим уроком о том, как можно ошибаться в отношении людей — даже если кажется, что ты непосредственно наблюдаешь зло.
Протоиерей Андрей Рахновский, настоятель храма Ризоположения в Леонове (Москва), старший преподаватель Московской духовной академии