Как часто нужно причащаться
Евхаристия — это центральное таинство христианства. Верующие принимают Тело и Кровь Христову «во исцеление души и в жизнь вечную». Но как правильно относится к этому событию — как к исключительному событию или привычной практике? И как часто следует причащаться?
В день, когда вспоминается установление Евхаристии, постараемся разобраться в этом вопросе со священником Александром Даниловым. Беседа прошла в рамках марафона «Пост со смыслом».
Частое причастие стало феноменом в последние 5 лет. Священнослужители часто выступают против этого и даже считают тех, кто причащается каждую неделю, людьми с духовными проблемами.
Частое причастие — это ересь, модернизм или часть вероучения? Чтобы отвтеить на этот вопрос, обратимся к истории таинства.
Раннее христианство
В первом веке литургия была буквально участием в Тайной вечере:
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26), — это обращение Христа не только к апостолам, но и ко всем членам общины.
Для Церкви гонимой причастие — это один из самых важных моментов. Это единение общины, максимальное выражение христианской веры. Причастие было насущной потребностью, подобной дыханию. Верующие собирались в канализациях, подвалах, на кладбищах, чтобы принять Тело и Кровь Христову.
В таких условиях не причащаться было невозможно. Но до 11-го века христиане не готовились к Причастию особым образом.
Церковь имперская
После прекращения гонений перед Церковью встал выбор — остаться элитарной или открыться миру. Церковь открылась, но это повлекло побочные эффекты.
Император Константин и его наследники видели в христианах потенциал для укрепления собственной власти, и стремились набрать очки в их глазах. Поэтому Церковь не только перестала быть гонимой, но и получила покровительство императора — финансовую поддержку, налоговые льготы, продвижение христиан по службе. Из-за этого к христианству стали присоединятся те, кто в самого в Христа не верил.
Общий нравственный уровень и частота Причастия упали. Уже Иоанн Златоуст в беседах на Послание к Ефесянам (Беседа 3) возмущается из-за того, что люди не причащаются, считая себя недостойными:
«Если бы кто, будучи позван на пир, изъявил на это согласие, явился, и уже приступил бы к трапезе, но потом не стал бы участвовать в ней, то — скажи мне — не оскорбил ли бы он этим звавшего его? И не лучше ли было бы таковому вовсе не приходить? Точно так и ты пришел, пел песнь, как бы признавая себя вместе со всеми достойными (Св. Тайн), потому что не вышел с недостойными. Почему же ты остался, а между тем не участвуешь в трапезе?»
Из еженедельного воссоединения с Христом Причастие превращается в особое событие — Сверхосвящение. Оно становится редким, требует специфической подготовки и особо благоговейного подхода. Меняется и само богослужение, становясь более пышным, из элитарного превращаясь в общественное событие. Уменьшается роль общины, из участников верующие превращаются в зрителей. Пример: если раньше весь приход пел молитвы и отвечал на возгласы священника, то теперь это делает хор.
Монастырская практика
В монашестве существовала практика самостоятельного причащения — уходя в пустыню, отшельники брали с собой Святые Дары и сами принимали их. В 10-11 веках появилось чинопоследование частного причастия, которое читали монахи. В измененном виде оно дошло до нас. Если посмотреть в его текст, можно заметить, что у последования ко святому причащению нет привычного окончания, а у благодарственных молитв — напротив, привычного начала. Это потому, что последование ранее было единой молитвой, в центре которого монах причащался. Постепенно к последованию прибавились каноны и пост.
В последствии особая подготовка к причащению из монастырей распространилась на приходы, поскольку в вопросах аскетики миряне и белое духовенство всегда ориентировались на монахов.
Причастие на Руси
На Руси причащаться раз в год считалось нормальным. Сохранились сведения, что в некоторых храмах литургия не совершалась годами. В Синодальный период причащались немного чаще — в среднем, 4 раза, по разу за пост.
Все изменилось, когда рухнула Российская империя и начались гонения на Церковь. Русская Церковь вернулась к апостольским временам, и верующие вспомнили, что можно причащаться чаще.
Как часто следует причащаться?
Жизненно необходимо причащаться каждое воскресенье — хотя бы постепенно стремиться к этому. Если священник возражает, ссылайтесь на документ «Об участии верных в Евхаристии», где также это указано.
Если нет возможности подготовиться по всем правилам, нужно подойти к духовнику и попросить пересмотреть правило. Это не гордыня, а стремление соединиться с Богом. Не вычитанные полностью молитвы или нарушенный пост не должны становиться препятствием для Евхаристии.
Не нужно бояться, что из-за частого причащения вы привыкнете к таинству и перестанете воспринимать его как нечто священное. Мы не можем «слишком привыкнуть» есть или дышать, а причастие необходимо так же, как еда или дыхание.