Искушение Христа в пустыне
Вслед за повествованием о Крещении от Иоанна в евангельском тексте следует рассказ об искушении Господа Иисуса от диавола в пустыне. Это повествование является для христианской Общины поводом к осмыслению себя самой через размышление над текстом Священного Писания.
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему» (Мк.1:9, 12-13). Крестившись, Господь Иисус уходит в пустыню. Повествование о Крещении Спасителя от Иоанна в Евангелии немедленно переходит к рассказу об искушении Господа в пустыне от диавола. Сам текст и его содержание кажутся настолько общеизвестными и очевидными, что необходимо особенное духовное усилие, чтобы всмотреться в трагическую суть миробытия, которая раскрывается в этом кажущемся столь привычным повествовании.
Подлинный Мессия, Христос Иисус, в пустыне искушаем бывает от диавола. При этом диавол говорит языком Писания, он шепчет голосом священных книг.
Диавол предлагает Господу сделать из камня хлеб. Так некогда Моисей небесной манной питал в пустыне свой народ. «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно» (Исх. 16:4).
Далее диавол переходит от Пятикнижия к Псалмам Давида и цитирует один из самых важных, 90-й, в котором Бог обещает Праведнику Свою всесильную защиту. «Ведь сказано, что «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя» (Пс. 90, 11-12).
И, наконец, произнеся слова двух главных частей библейского текста, Книг Моисеевых и Псалтири Давида, диавол обращается к Писаниям пророков. «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13-14). Требуя поклонения себе, диавол присваивает себе и пророческие тексты, требуя себе поклонения. «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне» (Лук. 4:6). Диавол говорит голосом Исаии, именуемого ветхозаветным евангелистом.
И все три искушения Господь отверг. Диаволу Он ответил нет. Он его проклял. И диавол отошел. «До времени», — как говорит Писание (Лк . 4:13).
В повествовании об искушении Господа в пустыне Писание становится устами диавола, а божественное начинает вещать ложь. Как так происходит, и почему инфернальное может присваивать себе сакральное? Для ответа на вопрос об этом важно обратиться к сокровищнице Предания Церкви.
В творениях отца Церкви святителя Августина (+430), мы находим учение о Церкви как смешанном теле (Ecclesia permixta). В свою очередь, великий древний экзегет Тихоний Донатист (+395) говорит о Церкви, как двухчастном теле (Ecclesia bipartitta), в котором одна часть принадлежит Христу, а другая… диаволу. «Следует говорить о теле Господа истинном и смешанном (permixto), или о теле действительном и мнимом (simulato): ибо лицемеры не только не будут с Господом в вечности, но и теперь уже не с ним, хотя, по-видимому, находятся в его Церкви», — пишет Августин (Христианская Доктрина 3,45). Иными словами, Тихоний, семь экзегетических правил которого впоследствии стали классикой святоотеческой экзегезы, использовал термин «Двухчастное Тело». Августин же предпочитал говорить о «Смешанном Теле», поскольку термин «двухчастный», по его мнению, создавал неясность в вопросе о том, будет ли «Мнимая Церковь» (Ecclesia Simulata) упразднена в вечности. По мнению обоих, она будет упразднена.
Будучи со Христом и Телом Христовым, Церковь, парадоксальным образом, содержит в себе и нечто противоположное. А загадочный «удерживающий» из Послания Апостола Павла (2 Фес. 2:7), по словам философа Джорджо Агамбена, становится Антихристом. Он тот, кто препятствует Господу вернуться. Удерживающий — замедлитель Пришествия Господня. Получается, что принадлежащая диаволу часть замедляет Пришествие Господне, превращая все священное и святое в бюрократическую, нелепую, абсурдную, все уничтожающую машину. В ней места человеку нет. Именно она будет гореть вовеки веков в геенне огненной. Будет отделена от всего святого, чистого и божественного, подлинно человеческого. Поскольку в настоящем состоянии и те, и другие составляют одно, кажется, будто говорится о тех же самых лицах. Между тем сии две части не всегда будут составлять одно. Доказательством тому служит раб, в Евангелии упоминаемый, которого Господь, когда придет, «рассечет и подвергнет одной участи с лицемерами» (Мф. 24:51).
Чтобы навеки избавиться от искушения, Церковь молится молитвой «Отче наш». «Не введи нас во искушение»: Община жаждет нового мира, где больше искушений нет, где Церковь — только Тело Господа. «Да приидет Царствие Твое»: Община просит о пришествии Господнем, Община молит, чтобы этот мир закончился и наступило Царство Божье, Град Его. Молитва «Отче наш» как просьба завершить Историю.
Задумываясь над эсхатологическими тайнами последних времен, Общине следует задуматься, на чьей она стороне. Остерегаться того, чтобы, вещая слова Писания, на самом деле не транслировать дьявольские хитрости. Не занимать место Церкви Бога Жива, как это пытались делать цари, правители, безбожные тираны и владыки всех времен. «Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений, плача и рыдая» (Откр. 18:15).