Книжные новинки: «Иисус Христос. Биография» в серии ЖЗЛ
В январе 2019 года в рамках совместного проекта Издательского дома «Познание» и издательства «Молодая гвардия» вышла книга митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Биография». Книга вызвала большой резонанс, и на нашем портале будет опубликована серия рецензий на нее.
Почему внимание к личности Иисуса Христа все возрастает, несмотря на огромное количество уже написанных книг о Нем? Убедительный ответ на этот вопрос дает митрополит Волоколамский Иларион в предисловии к своей книге. Предлагаем это предисловие вниманию читателей.
Каждое утро, открывая календарь, мы видим в нем конкретную дату. Любое событие, которое произойдет сегодня, будет навеки связано именно с этой датой.
Календарь – наш путеводитель, помогающий ориентироваться во времени.
При этом календари были разные у разных народов. В древности даты рассчитывали, например, по времени правления царей.
Вот как время начала проповеди Иоанна Крестителя обозначается в Евангелие от Луки: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четверовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четверовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк. 3:1-2).
Многие имена часто ничего не говорят потомкам или жителям других географических локаций.
Очевидно, календарь должен опираться на общую для максимального числа людей точку отсчета.
В Древнем Риме считали от основания Рима. Позднее там же стали как точку отсчета использовать начало правления императора Диоклетиана. Церковное летоисчисление вели «от Сотворения мира».
Постепенно почти все системы были вытеснены одной – от Рождества Христова, созданной 16 веков назад римским монахом Дионисием Малым по поручению Папы Иоанна 1-го.
По ней мы отсчитываем нашу жизнь, жизни окружающих, к ней привязаны события мировой истории.
Именно деление всей мировой истории на два периода – до Рождества Христова и по Рождестве Христовом – стало универсальным. Этой календарной системой пользуется сегодня практически все население Земли – и христиане, и мусульмане, и иудеи, и представители иных религиозных традиций, и атеисты.
Как вы помните, было множество попыток изменить порядок летоисчисления. Это, например, Франция времен революции 1782г., СССР в 20-х – 30-х годах прошлого века.
Но все они весьма скоро заканчивались. Люди вновь отсчитывали годы от Рождества Христова!
В чем секрет этого летоисчисления? Почему именно оно стало наиболее универсальным? Почему именно дата рождения Иисуса Христа стала для всего мира той точкой отсчета, от которой история движется в двух разных направлениях: в будущее (наша эра) и в прошлое (до нашей эры)?
Конечно, ответ очевиден. Иисус Христос – самый известный Человек из всех когда-либо живших.
И это несмотря на то, что Он не совершил никаких громких деяний, не завоевывал земли, не управлял территориями, не написал ни одной книги, не создал ни живописных, ни скульптурных, ни музыкальных произведений, прожил недолгую жизнь, которая по человеческим меркам закончилась трагически – мучительной смертной казнью.
Но именно этого Человека в течение вот уже двух тысяч лет многие почитают Богом воплотившимся.
В наше время число таких людей составляет более двух миллиардов. Именно в честь этого Человека по всему миру строились и строятся храмы.
Был ли хотя бы один человек в истории, которого провозгласили бы Богом, в честь которого строили бы храмы, которому бы поклонялись так, как поклоняются Христу христиане?
В мире насчитывается более 4 миллионов христианских храмов и мест богослужения. Ежегодно число церквей увеличивается на пятьдесят тысяч. Христианские богослужения посещают полтора миллиарда человек, в том числе шестьсот миллионов – еженедельно.
Ни в одной религиозной традиции нет ни одного другого лица, которого почитали бы как Бога и которому молились бы как Богу.
Был ли хотя бы один человек в истории, который мог бы сравниться с Иисусом Христом по количеству посвященных ему произведений литературы, живописи, культуры?
Была ли в истории иная личность, которая оказала бы на человеческую культуру столь значительное, глубокое, всеобъемлющее и оплодотворяющее влияние?
Можно ли какую-либо еще личность сравнить с Иисусом Христом по степени влияния на развитие нравственности?
При полном отсутствии у Него каких-либо черт социального реформатора, Его учение с течением веков стало причиной глубоких, радикальных изменений во всей системе взаимоотношений между людьми — не только на уровне личной нравственности, но и на социальном уровне.
Иисус не призывал к отмене рабства, но именно благодаря христианскому пониманию природного равенства между людьми рабство было, в конце концов, отменено. Он не призывал к смене политического режима или реформе правового кодекса, но именно благодаря христианству человеческое сообщество создало те правовые механизмы, которые сегодня лежат в основе жизнедеятельности многих государств. Иисус не был борцом за социальные права, но именно на христианском учении базируется то понимание прав человека, которое позволило женщинам и детям стать полноценными членами общества, позволило искоренить неравенство в общественных правах, дискриминацию по национальному и расовому признаку и многие другие дефекты общественного устройства, характерные для древнего мира.
Многие учителя нравственности оставили после себя сочинения, которыми мы восхищаемся и которые изучаем, но при этом мы можем очень мало знать о самих этих учителях и не ощущать никакой личной связи с ними.
Если же говорить об учении Иисуса Христа, то оно неотделимо от Его личности, и следование учению Христа предполагает непременную личную связь с Ним.
Это может показаться парадоксальным. Разве недостаточно усвоить преподанные Им нравственные уроки и следовать им в жизни? Некоторые мыслители прошлого, например Лев Толстой, считали, что достаточно. Но, отделив христианство от Христа, отвергнув основные догматы христианства – о рождении Христа от Девы, о Его чудесах, об искупительном характере Его смерти, о Его воскресении, – Толстой вместе с водой выплеснул из ванны ребенка. В версии Толстого от христианства не осталось ничего, кроме банального морализаторства, оно полностью утратило свою вдохновляющую и преображающую силу.
И приведу другой пример: ночное пасхальное богослужение в православном храме. Если вы никогда не присутствовали на таком богослужении, сходите и посмотрите, хотя бы из любопытства. Обратите внимание на лица людей, на их глаза, горящие ярче, чем горят свечи у них в руках. И когда священник возглашает «Христос воскресе», люди со слезами радости и умиления многократно отвечают «Воистину воскресе», будто речь идет о важнейшем событии их личной жизни. Так реагируют, когда узнают, что близкий человек, которого считали пропавшим без вести на войне, вернулся с фронта целым и невредимым, или что находившийся долгое время в коме неожиданно пришел в сознание и встал с больничной койки. А ведь слова «Воистину воскресе» относятся не к родственнику, не к другу, а к Человеку, Который жил две тысячи лет назад в далекой стране и Который никакими внешними узами не связан с миллионами людей, празднующими Его воскресение».
Ранее митрополитом Иларионом было написано шесть книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение», где был подробно разобран исторический контекст жизни Иисуса Христа, приведен подробный анализ Его учения со ссылками на толкования древних авторов и современную научную литературу.
В настоящей книге «Иисус Христос» автор обратился к той же теме, но изложил ее значительно короче, без многочисленных подстрочных комментариев, длинных цитат из источников, без полемики с современными научными теориями.
Завершим свое сообщение о ней такими словами автора:
«Распятый, умерший и воскресший Иисус – это ответ Бога на основные вопросы человека: для чего он живет, зачем страдает, почему умирает? Суть христианства заключается в победе над главным врагом человека – смертью. Эту победу одержал Христос за всех людей».
Заказ книги в интернет-магазине доступен по ссылке.