Игумен Антоний (Кадышев): «У Бога нет здоровых»
В этом году 19 мая проходит международный день памяти умерших от СПИДа. В России к этому дню приурочена акция «Стоп ВИЧ/СПИД», которая направлена на привлечение внимания к неизлечимому заболеванию, повышение осведомленности и профилактику его распространения. Акцию поддерживают политические и общественные деятели, медийные звезды, и, конечно, Русская Православная Церковь. В день поминовения погибших от этого заболевания портал «Иисус» побеседовал с игуменом Антонием (Кадышевым), докторантом Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия, занимающимся изучением пастырской работы с ВИЧ-инфицированными пациентами стационаров. Отец Антоний рассказал о помощи Церкви заболевшим, об огромной невидимой обществу работе и о вере, которую пробуждает ускользание жизни.
- Расскажите, пожалуйста, об участии Русской Церкви и добровольцев в помощи ВИЧ-инфицированным.
- Работа ведется очень большая, и она нигде не освещается из-за специфики заболевания. ВИЧ-инфицированные – это закрытая группа больных, здесь важна конфиденциальность. Эта работа не рекламируется, поэтому сестры милосердия и добровольцы в основном работают на «человеческих чувствах», человеческом тепле, внимании – это люди, которые полностью себя отдают. Часто им приходится работать и на других проектах, которым выделено больше финансирования.
Добровольцы, которые в этом участвуют, в основном тоже болеют ВИЧ-инфекцией. Будучи сами больными, они хотят быть максимально благодарными Богу за то, что Господь продлевает им жизнь и дает возможность ухаживать за такими же, как они. Человеческое тепло и человеческая поддержка – это огромная помощь больным, потому что в основном они социально маргинализированы, находятся на самом дне человеческого общества. Поэтому Церковь с ее благодатными дарами и, в первую очередь, заботой, оказывает огромную поддержку. Ведь Церковь – это «врачебница человеческих душ», как писал святитель Лука Войно-Ясенецкий.
Также в 2013 году владыка Иларион благословил заниматься научным исследованием проблем ВИЧ-инфицированных, поскольку это большой пласт людей, к которым нужно относиться с особым вниманием и милосердием. Так этот пласт попал во внимание Общецерковной аспирантуры и докторантуры. В том же году был подписан договор с владыкой Пантелеимоном (председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению – прим. ред.), и с сестричеством Во Имя Благоверного Царевича Димитрия, которое ухаживает за ВИЧ-инфицированными во Второй инфекционной больнице.
Храм целителя Пантелеимона при Инфекционной клинической больнице №2
Источник: Личный архив о. Антония (Кадышева)
Там, в больничном храме целителя Пантелеимона, регулярно совершаются богослужения, молебны и панихиды, а после – чаепития и индивидуальные беседы со всеми нуждающимися, которые находятся на лечении в больнице. Есть священник, который регулярно там совершает богослужения, по средам и субботам. Проводятся и Таинства – кратким чином, потому что очень много людей проходит – около 200 в месяц, и они постоянно меняются.
Пациентов больше всего интересуют простые человеческие вопросы.
Там же я занимаюсь научной работой. И, конечно, на все большие праздники сестры милосердия и добровольцы поздравляют персонал больницы, обходят лежачих пациентов в отделениях.
- А как участвует Церковь в акции «Стоп ВИЧ/СПИД», которая сейчас проходит?
- По благословению Святейшего Патриарха в храмах в этот день проходят богослужения, молебны и заупокойные службы в память тех людей, которые пострадали от данного недуга, которых уже нет, – чтобы заострить человеческое внимание, что люди нуждаются в помощи, им ежедневно нужна забота, милосердие, кому-то – особый уход.
Особенно важно, что в эти дни само государство подключается к помощи людям – медийно и общественно вдобавок к тем – большим – средствам, которые выделяются на лечение.
О. Антоний, сестры милосердия и пациенты больницы
Источник: Личный архив о. Антония (Кадышева)
Богослужения проходят и в храме при Второй инфекционной больнице. После Божественной литургии пациенты соберутся на чаепитие, сестры милосердия будут спускать – кого на колясках, кто будет сам приходить – из отделений в храм. Пройдет встреча руководства больницы с пациентами с обсуждением каких-то проблем. Но, естественно, ВИЧ-инфицированных больше всего интересуют житейские проблемы: как создать семью, как жить в этом мире? Простые человеческие вопросы, на которые мы постараемся дать ответ.
- Как относится руководство больницы и врачи к вашей работе с больными?
- Они нас поддерживают. Прошлое руководство на территории больницы построило храм великомученика и целителя Пантелеимона – это храм-памятник, в котором есть и благолепная роспись, и звонница с колокольней, и культурный центр, который планируется дальше развивать.
Руководство больницы опирается на помощь Церкви – сестер милосердия и духовенства, чтобы оказывать не только медицинскую, а комплексную помощь, духовную и нравственную. Кроме того, сестры милосердия активно участвуют в социализации больных – при поиске работы, получении утерянных документов, получении жилья. У нас был случай, когда двое больных познакомились друг с другом здесь, на территории больницы, но у них не было жилья. Сестры милосердия, обойдя государственные заведения, добились того, чтобы их определили в специальный пансионат для ветеранов труда. Они до сих пор регулярно приходят не только в больницу, где надо проходить регулярные обследования, но и в наш храм, я у них являюсь духовником.
Огромная работа остается невидимой.
- Как врач и как пастырь с огромным опытом работы с ВИЧ-инфицированными, какие изменения вы бы хотели видеть в паллиативной медицине?
- Главная проблема – не хватает рук. И не хватает, конечно, государственной помощи в том, чтобы сестры милосердия работали на бюджетной основе. И чтобы при больницах, как и капеллан при армейской части, был священник на государственной бюджетной основе. Чтобы он полные силы отдавал своему духовному деланию. Чтобы сестры полностью посвящали себя этим больным, а не бежали в другой храм, на другую работу, не совмещали. Борьба с ВИЧ-инфекций – да и с другими болезнями – конечно, возможна при партнерстве государства, религиозных общин и всего общества в целом. Но главная роль отводится в этом государству. Помощь инициирует общество и Церковь, но дальше продвигает работу государство. Церковь лишь помогает. Поэтому государственная бюджетная форма содержания духовенства наравне с медицинским персоналом – это главная цель.
Сестры милосердия
Источник: Личный архив о. Антония (Кадышева)
В некоторых государственных больницах за рубежом – в Канаде, Англии, Германии – работает больничное духовенство и сестры милосердия. Они находятся на бюджете и не выходят за рамки, говоря нашим церковным языком, послушания. Если сестра ухаживает за ВИЧ-инфицированными, она находится только там, а не бегает в Первую Градскую больницу, где основной центр сестер милосердия, там что-то пытается делать, тут, потом семья, дом… Это, конечно, тяжелый труд и подвиг, Церковь тут несет тяжелое послушание.
- В России это организовано на пожертвования? Никакой государственной поддержки не оказывается?
- Нет. У сестер милосердия единый источник дохода, который они распределяют на различные проекты Синодального отдела по благотворительности. А так как информационной освещенности работы в инфекционной больнице нет, по приказам Министерства здравоохранения это закрытая информация, то и финансовое обеспечение проходит сложно. Где-то они сами договариваются о помощи со стороны – достают перевязочные материалы, мази для лежачих больных.
Необходима государственная помощь, чтобы сестры милосердия полные силы отдавали своему послушанию.
- То есть, по вашему опыту, помощь ВИЧ-инфицированным даже в рамках паллиативной помощи особенно сложна?
- Да, она остается невидимой. О других заболеваниях можно рассказать, привлечь к ним внимание, а здесь больше проявляется милость Божия. Сестры милосердия многое ищут сами, но в основном просят, молятся и ждут милости от Бога. И она приходит – как в древних монастырях, откуда ни возьмись.
Именно поэтому особенно важна государственная акция «Стоп ВИЧ». Она помогает привлечь внимание, денежные средства, помощь добровольцев. И привлечь самих больных – к социуму и к Церкви.
- А как вы работаете с близкими пациентов в таких закрытых условиях?
- В основном больные закрываются и никому не рассказывают о своем заболевании. На моей памяти нет такого, чтобы приходили родители ВИЧ-инфицированных. Часто бывает пара, что муж и жена – но никогда в их семье не заболевают дети, вертикальное распространение ВИЧ в России сведено к нулю. Если женщина проходит терапию, получает препараты, рожает в инфекционной больнице, где предусмотрено специальное отделение, то дети рождаются абсолютно здоровыми. Это наше российское кредо.
О. Антоний и пациентка больницы
Источник: Личный архив о. Антония (Кадышева)
Поэтому семьи у нас на попечении есть, но в основном больные приходят сами. Но в этом присутствует и доля специфики инфекционной больницы, где запрещены даже посещения. Мы не знаем, что происходит с людьми, когда они выходят из стационара в жизнь, но стационар – это такая точка, где мы можем показать страждущему, что есть Бог, есть люди, есть забота. Он видит эту заботу от сестер милосердия, священника, который совершает Таинства.
Есть возможность заострить внимание: приходите дальше в Церковь, не стесняйтесь, не бойтесь – двери открыты, и не надо никому ничего говорить. В любой храм – никто же не спрашивает, кто чем болеет. Потому что у Бога нет здоровых, все в той или иной мере подвержены какому-то заболеванию – телесному, нравственному, духовному. Все одинаково любимы Богом.
И эту идею – что ты не один, ты любим, мы пытаемся вложить в человека. И она прорастет, не сегодня – так завтра или послезавтра.
Многие в больницу едут как домой. Они друг другу звонят и договариваются: «Так, что-то дома тяжело, устал, давно не общались, поехали!» Дома все заняты своими делами, а в больнице есть и внимание, и уход.
- По вашему опыту, заболевшие приходят к вере, тянутся к Богу? Или на вашей памяти были и противоположные случаи – когда болезнь отвращала верующих от веры?
- Когда человек узнает о своем диагнозе, он становится смиренным, смиренным и терпеливым. Поэтому им интересно разговаривать со священником, становится интересно жить – в этот момент, когда они чувствуют, что жизнь от них ускользает. Даже мусульманин с удовольствием разговаривает на различные темы, которые касаются внутреннего, духовного мира человека, касаются Бога. У них нет злобы и недовольства, на моей памяти такого не было. Если человек достигнет маргинальной, критической точки, он просто не приедет в больницу, не будет даже лечиться.
Приходите дальше в Церковь, не стесняйтесь, не бойтесь – двери открыты.
Даже если человек – атеист и не верует, ему все равно важно внимание, терпение, теплота. И поговорить, все равно излить душу хоть на секундочку, пускай неведомому Богу. Это потребность человеческой души, которую она ищет. Свободные встречи, общение – это какой-то лучик света в больничном царстве.
Пациенты больницы со священником
Источник: Личный архив о. Антония (Кадышева)
- Получается, Церковь выполняет работу психологов?
- Да, больной получает всеобъемлющую помощь – медицинскую, духовную и нравственную.
- Это все проходит в Москве, а как организована помощь ВИЧ-инфицированным в областях?
- Ольга Юрьевна (Егорова, руководитель Ресурсного центра и службы паллиативной помощи ВИЧ инфицированным Свято-Димитриевского сестричества, главная сестра патронажной службы Свято-Димитриевского сестричества и Инфекционной Клинической Больницы №2 – прим. ред.) и сестры выезжают на курсы повышения квалификации по всей России. Они рассказывают о своей работе, делятся наработками, информационной базой, устанавливают связи. Сестры также приезжают к нам – месяц назад на базе больницы были курсы по паллиативной помощи, в том числе ВИЧ-инфицированным.
Самая мощная помощь таким больным – в Санкт-Петербурге. Там рядом с Александро-Невской лаврой организован большой реабилитационный центр для людей страдающих наркотической зависимостью, а это в основном люди ВИЧ-инфицированные. Вообще, Москва – это больше административный город, а Санкт-Петербург – культурный, эмоциональный, там кипит общественная жизнь.
- Но за рубежом помощь организована лучше?
- Там и само заболевание появилось раньше, к нам оно пришло в 80-х – начале 90-х годов, а там с начала 70-х развивалось. Эпидемия распространения до нас докатилась позже и пришлась на непростое время слома старой государственности и формирования новой. Поэтому у нас все только развивается.
С сестрой милосердия
Источник: Личный архив о. Антония (Кадышева)
Но на смену одной инфекции придет другая, главное, что мы закладываем в Общецерковной аспирантуре и докторантуре принципы работы, деонтологические позиции помощи всем людям, страдающим от инфекционных заболеваний, да и заболеваний в целом.
Главное – заложить деонтологические принципы работы, помощи всем людям, вне зависимости от заболевания.
- Расскажите о вашей книге, которая готовится к выходу.
- Это обобщение моей кандидатской диссертации, результат научной работы, которая проходила с 2013 года: наблюдений, собеседований, консультаций. Методические разработки для духовенства при работе с ВИЧ-инфицированными. Это будут только первые шаги, ранее ничего подобного не издавалось. Без Общецерковной аспирантуры, владыки Илариона, научного руководства этой работы бы, конечно, не получилось.
(Книга «Методические рекомендации по организации пастырской работы священников Русской Православной Церкви при работе с ВИЧ-инфицированными пациентами в условиях стационара» одобрена Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению и готовится к выходу в Издательском доме «Познание» - прим. ред.)
- Отец Антоний, спасибо за Ваше время и Ваш рассказ.
- Спасибо вам за возможность еще раз переосмыслить, подумать и проанализировать работу, которую мы проводим.