«Грех ли удовольствие в пост?» Онлайн-дискуссия портала «Иисус» и «Познание Labs»
Великий пост – время, когда верующие призываются уделять особое внимание своей духовной жизни. На первый взгляд, мирские удовольствия будут лишь мешать этому процессу, и развлечениям, телесным удовольствиям и даже вкусной еде в это время нужно сказать решительное «нет». Но все ли так однозначно? «Грех ли удовольствие в пост?» – рассуждали Максим Калинин, Алексей Шириков и читатели портала «Иисус» на встрече 18 марта, прошедшей в онлайн-формате в рамках марафона «Пост со смыслом», организованной «Познание Labs».
Скорбеть о своих грехах
Для Ветхого Завета пост – это разновидность траура, напомнил шеф-редактор портала «Иисус», специалист по сирийской мистике Максим Калинин. Такой пост предполагает полное воздержание от пищи и от работы, а также самоукорение (см. Лев. 16:29; употребленный здесь глагол указывает также на принуждение и насилие). В христианской традиции смысл поста изменился, но траурный «налет» в восприятии поста зачастую остается. Покаянные молитвы, строгие ограничения и даже эстетика великопостных богослужений часто способствуют этому восприятию.
Если смотреть под таким углом, то неуместность удовольствий в пост очевидна, и кажется, что христианство всячески поощряет самоотречение. Но причина этого вовсе не в стремлении наказать человека или сделать его земную жизнь невыносимой. Ведь христианство – в первую очередь религия радости о Боге.
«Главный тезис, который я бы хотел вывести – отказ от тех или иных удовольствий, который мы видим в христианской традиции, имеет своей целью достижение радости, то есть, еще большего удовольствия», – поделился своими мыслями Максим Калинин.
Вопрос об удовольствии в жизни христианина – это актуальная богословская задача, считает он. «Богословы в XXI веке сталкиваются с проблемами, которые раньше даже не ставились. Такие проблемы требуют творческого подхода с опорой на Священное Предание и святоотеческую традицию. Понимая логику Писания и Предания, теолог дает ответ в соответствии с этой логикой. В этом творческая составляющая теологии. И речь идет не только о вопросах, связанных, скажем, с биотехнологиями. Духовный путь в миру – это также сфера, требующая многих ответов».
Организатор Великопостного марафона портала «Иисус» Алексей Шириков
Источник: «Познание Labs»
Найти правильный режим питания
«Базовый запрет поста – это запрет на определенные виды пищи. Но как ограничения в питании влияет на наши отношения с Богом?», – задал вопрос Алексей Шириков, организатор инстаграм-марафона «Пост со смыслом».
«Давайте посмотрим на один раннехристианский памятник, в котором предпринята попытка систематизировать жизнь христианина до мелочей, вплоть до личной жизни супругов. Это “Педагог” Климента Александрийского, – начал свой ответ Максим Калинин. – Казалось бы, какой мотивации, вдохновляющей современного человека, ждать от этого сугубо нравоучительного текста? А уже здесь пост сравнивается со спортом. Христианин – это спортсмен. Спортсмену для того, чтобы достичь результата, приходится ограничивать себя в чем-то. Но он делает это ради конкретной цели, ради результата он готов преодолеть временные неудобства».
Таким образом, отказ от пищи не влияет на отношения с Богом – но влияет на самочувствие человека, которое, в свою очередь, влияет на духовную жизнь. И целью поста должен стать такой режим питания, когда человек чувствует себя энергичным и готовым к молитве. Помощниками в этом деле могут стать духовный отец и даже диетолог.
«Говоря, что пища не приближает нас к Богу, апостол Павел имел в виду не состав пищи (1 Кор. 8:8), – уточнил шеф-редактор портала, – а вопрос о вкушении идоложертвенного. И мы со своей стороны должны сказать, что строгое, формальное следование ограничениям тоже не приближает нас к Богу».
Не ограничиваться лишь временным постом
Возникает закономерный вопрос – если во время поста человек достигает такого благоприятного духовного (и физического) состояния, где же тогда пролегают границы между постом и непостным временем? Быть может, пост – это естественное состояние жизни христианина?
«В жизни христианина удовольствие и пост не противопоставлены, и заполняют собой всю его жизнь. Его жизнь – это непрестанное предстояние перед Богом, а значит, непрерывная радость. – отметил Максим Калинин. – Другое дело, что мы нуждаемся в напоминании». По его мнению, мирское существование не позволяет нам помнить об этом предстоянии непрерывно, и тогда календарь постов выступает неким костылем в нашей духовной жизни. Перемена привычных условий оказывает психологический эффект.
Максим Калинин
Источник: «Познание Labs»
Радоваться не по календарю
«Так являются ли удовольствия грехом? Да или нет?» – С этим почти провокационным вопросом обратился к ведущим Леонид Платонов, модератор встречи. Оба ведущих дали однозначный ответ – нет, удовольствия не являются грехом.
«Христос прямо сказал: “А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое” (Мф. 6:17), – напомнил Максим Калинин. – Это был способ “прихорошиться”, привести себя в порядок и проявить заботу о своем теле, а мы часто принимаем прямо противоположную модель поведения».
Читатели портала, участвующие в дискуссии, предложили свой взгляд на христианское отношение к удовольствиям – его можно выразить в благодарности Богу за все приятное, что появилось в твоей жизни.
«Воскресение Христово – это не только праздник Пасхи, к которому мы устремлены», –подчеркнул Алексей Шириков. Воскресение Христово пребывает с нами вечно, а значит, и повод радоваться у христиан есть постоянно.