Граффити-иконы: новая проповедь на стенах
JESUS-PORTAL.RU. 12 декабря. Использование религиозных образов в современном искусстве неизменно становится предметом жарких споров. Одним из наиболее ярких случаев в уходящем году стал «Супрематический крест» Лампаса Покраса – дар художника Екатеринбургу в рамках фестиваля уличного искусства STENOGRAFFIA.
«Основная цель работы – заставить людей думать. Я могу вовлечь людей и показать, что современное искусство бывает разным», – цитирует художника сайт «Наш Урал».
Примечательно, что произведение современного искусства прожило недолго – из-за ошибки коммунальщиков его начали замазывать, а православные активисты города поддержали ликвидацию граффити-креста. Вскоре его восстановили, но уже не в виде креста.
Супрематический крест Покраса Лампаса: первый и второй варианты
Источник: "Наш Урал"
Рисует на улицах и другой художник – Александр Цыпков из Подольска, сообщает портал «Подмосковье сегодня». Иконописец по образованию, он занимается стрит-артом уже четыре года, начав с росписи «фрески» в заброшенном храме. А первым его граффити в мае этого года стал образ Иисуса Христа на стене.
Как рассказывает сам художник, его граффити призвано напомнить людям о церковном искусстве, представляя образы в самых неожиданных местах. Всего на его счету 15 таких граффити, а также участие в фестивале стрит-арта под открытым небом Urban Morphogenesis.
Работа Александра Цыпков и его жены Ольги на фестивале Urban Morphogenesis
Источник: "Подмосковье сегодня"
Пять из работ художника уже закрасили коммунальщики, а все его творчество в целом находится под прицелом критики. Позволительно ли использовать святые лики и символы для уличного творчества? Или же религиозные изображения должны оставаться в формате почитаемых икон?
Митрополит Волоколамский Иларион в эфире программы «Церковь и мир» ответил на этот вопрос так:
«Я сторонник того, чтобы проповедь религиозных идеалов присутствовала в публичном пространстве, в том числе через священные изображения».
Архиерей опровергнул миф о том, что Православная Церковь дозволяет творить только через иконы, отметив, что «светский художник имеет право обращаться к религиозной тематике, если он это делает с уважением к религиозной традиции, а не для того, чтобы себя ей противопоставить».
Примечательно, что первыми христианскими изображениями являлись символические «граффити» древних христиан, рисовавших Христа в образе рыбы («ихтис»), агнца и даже языческого персонажа – Орфея. В этом смысле, современные граффити-иконы не являются чем-то новым и непривычным.