Готовится к изданию: Схиархимандрит Гавриил (Бунге). «Другой Утешитель»
В Издательском доме «Познание» готовится к изданию исследование известного православного богослова схиархимандрита Гавриила (Бунге), посвященное истории и богословию иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева.
Автор отмечает в предисловии книге:
Икона Святой Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым, во все времена вызывала огромнейший интерес. Летописные тексты повествуют об обстоятельствах ее возникновения, один из Церковных Соборов включает ее в число канонических образцов, современные авторы посвящают ей свои богословские, исторические и искусствоведческие исследования, количество которых постоянно множится. Само изучение этой сопроводительной литературы стало уже отдельной отраслью науки. Нет, пожалуй, на свете другой иконы, о которой было бы так много написано.
Первый перевод книги на русский язык был опубликован в Риге в 2003 году; это издание малодоступно русскому читателю. Кроме того, в то время автор еще был бенедиктинским монахом, который с любовью относился к Древней Церкви и православию. В 2010 году отец Гавриил стал монахом Русской Православной Церкви, а в настоящее время является настоятелем Крестовоздвиженского монастыря в городе Лугано (Швейцария). По словам отца Гавриила, «его духовное общение с преподобным Андреем Рублевым сделалось также общением и евхаристическим».
В готовящемся издании будет представлен совершенно новый перевод с немецкого оригинала. Иллюстративный ряд был также дополнен материалом, о котором в момент выхода в свет первого издания автор еще не знал. Представленное в новом издании изображение одного из ранних списков с рублевской «Троицы» помогает лучше понять, что было изображено на плохо сохранившемся заднем плане оригинальной иконы. Поскольку «дом», «дерево» и «скала», отсылающие нас к библейскому рассказу, иконописец преобразил в символы, важно было определить, как они выглядели изначально.
Во введении к книге схиархимандрит Гавриил пишет:
Желающий составить себе представление об этом живом научном интересе к «Троице» Рублева будет удивлен многообразием попыток ее истолкования <...>.
Как здесь отыскать верную точку опоры? Ведь если не учитывать историю формирования иконографической традиции, являющуюся, в свою очередь, лишь зримым отражением еще более продолжительной истории, связанной с истолкованием соответствующего отрывка из Книги Бытия (Быт. 18: 1-16), вряд ли можно по достоинству оценить значение иконы и разглядеть в ней те особенности, которые отличают ее от предшествующих ей образцов. «Троица» Рублева одновременно и предельно традиционна, и в высшем смысле уникальна.
Кто явился Аврааму у мамврийского дуба?
Как библейский сюжет интерпретировался экзегетами и художниками?
Кто изображен на рублевской «Троице»?
О чем мыслил преподобный Андрей, когда писал икону?
На эти и другие вопросы читатель вместе с автором будут искать ответы, следуя за христианской богословской традицией и историей христианского искусства.
Книгу можно предзакзать по ссылке.