Евангелист в защиту женщин
Мы продолжаем публиковать отрывки из тех учебников для духовных школ Русской Православной Церкви, которые сейчас находятся на стадии разработки. Предлагаем вашему вниманию текст из главы 16 учебника митрополита Волоколамского Илариона «Деяния святых апостолов и Соборные Послания». В этой главе автор делает следующее замечание о роли женщин в повествованиях Евангелиста Луки:
Лука был единственным из новозаветных авторов, кто последовательно проводил в своих писаниях мысль о равенстве перед Богом мужчин и женщин. Проецируя современные представления на эпоху двухтысячелетней давности, можно было бы сказать, что он «боролся за права женщин» в раннехристианской общине. Делал он это деликатно, одновременно упоминая женщин и мужчин в своих повествованиях. Вот несколько примеров: Симеон и Анна, оба обладающие пророческим даром (Лк 2. 25–38); мужчина, потерявший овцу, и женщина, потерявшая драхму (Лк 15. 3-10); докучливая вдова и кающийся мытарь (Лк 18. 2-14); Эней, исцеленный Петром, и Тавифа, воскрешенная им (Деян 9. 32-41); Дионисий Ареопагит и Дамарь, уверовавшие после проповеди Павла в Афинах (Деян 17. 34); многочисленные упоминания мужчин и женщин в разных контекстах (Деян 8. 3; 17. 4, 34). Для сравнения: Матфей предпочитал говорить о пяти или четырех тысячах «человек, кроме женщин и детей» (Мф 14. 21; 15. 38).
Этому принципу Евангелист Лука следует и в рассказе о пребывании апостола Павла в Кесарии:
А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи [диаконов], остались у него. У него были четыре дочери девицы, пророчествующие. Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников (Деян. 21:8–11).
Сначала Евангелист говорит о пророчествовавших дочерях Филиппа, а затем на сцене появляется пророк из Иудеи – тот, о котором ранее уже шла речь в Деяниях (Деян 11. 28).
Особо следует отметить сообшение о том, что четыре незамужние дочери Филиппа обладали пророческой харизмой. В отличие от иерархического служения, доступного только мужчинам, харизматические служения в древней Церкви были доступны и женщинам[1].
Смотрите также:
- Пастырское богословие. Два параграфа из будущего учебника на обсуждение
- Жениться или не жениться? О чем еще можно прочесть в новых учебниках?
[1] Ср. упоминание о пророчествующей женщине в 1 Кор 11. 5.