Домашние задания — это подготовка к взрослой жизни
«Домашние задания нужны только для того, чтобы поссорить детей и родителей».
Маша, 8 лет.
- Правы ли те родители, которые делают уроки с детьми допоздна?
- Делая домашние задания вместе с детьми, как справиться с собственными эмоциями и не зашибить насмерть, как Иван Грозный?
- Куда или к кому обратиться, если времени или знаний родителей не хватает для помощи ребенку с учебной программой?
- Можно ли отказаться от самостоятельного внеклассного изучения
Лайфхаками и многолетним педагогическим опытом эксклюзивно для читателей портала «Иисус» делится доктор педагогических наук, почетный работник высшего профессионального образования Татьяна Склярова.
О роли и задачах родителей
- Татьяна Владимировна, правы ли родители, которые делают уроки с детьми допоздна?
- Нет, конечно. Домашние задания — это вид самостоятельной работы ребенка и его надо учить этому. Сразу у детей не получается самостоятельно работать. Совместные с родителями занятия — это ориентировка во времени, пространстве и результате. Нужно распределить время, нужно понять, к какому результату вы должны совместно прийти. Если родители так распределили работу и время, что до половины двенадцатого ночи сидят с ребенком за книжками, значит, они не правы.
Родителям, как основным воспитателям, важно понять, что совместная подготовка домашнего задания делается не для того, чтобы «Мариванна» была довольна, а чтобы ребенок научился самостоятельно добывать знания, делать формулировки, выполнять какую-либо предметную деятельность: лепить, например, конструировать и тому подобное. Призвание родителей — помочь ребенку в этом, не теряя адекватности.
На то они и родители, чтобы помогать своему ребенку становиться взрослее. Сначала его учат, например, кататься на велосипеде. Затем могут в спортивную секцию отдать. То есть, первые навыки любой подготовки и эстетического восприятия окружающего мира дают именно родители. «Этот листочек красивый, — например,— этот жук опасный».
Родителям стоит выяснить, что ребенку предстоит, как он это будет делать, и чем они могут ему помочь. Это и есть родительская компетенция.
И совместная подготовка домашнего задания — это научение планированию времени, планированию работы, в какой момент стоит остановиться, идти гулять, в какой момент отходить ко сну. Это значимо для ребенка.
Когда же родители вместе с ребенком занимают позицию: «Ужас, ужас! Сколько нам всего задали?! И когда же мы все это сделаем?!» — они становятся детьми. А должны оставаться родителями.
- А не считаете ли вы, что, чтобы выполнить все задания — пусть даже и без родительской помощи — детям требуется слишком большое количество времени? То есть, не дают ли в школах несоизмеримо много заданий?
- Не будем говорить о средней температуре по больнице. Есть опытные учителя, которые осваивают программу так, что ребенок дома практически ничего может и не делать.
Очень много разнообразных позиций у педагогов и школ. Есть школы полного дня. Ребенок даже портфель там оставляет, потому что уроки сделаны в школе. Сейчас есть множество разных вариаций того, как ребенок может освоить программу.
Родителям стоит разобраться, какова образовательная программа, которую ребенок должен освоить, и каковы ее промежуточные результаты. Это родителям стоит выяснить. Не в плане: «Перегрузили! Кому письма писать?» А в смысле: «Что ребенку предстоит? Как он это будет делать? Чем мы ему можем помочь?» Это и есть родительская компетенция. И этому предстоит учиться родителям.
Как преодолеть раздражение
- Как избежать раздражения, которое часто возникает в таких случаях?
- Раздражение возникает там, где человек не понимает, что от него хотят, или когда он не согласен с этим.
Если человек родил ребенка и ребенок этот стал школьником, то придется согласиться с тем, что с детьми надо заниматься (смеется).
Чтобы не возникало раздражение, нужно работать. И с ребенком, и с программой, с педагогом. На первой встрече с учителем стоит выяснить, какие виды домашнего задания предстоят, что педагог думает о времени, необходимом для выполнения. В этом родительская зрелость. Переговорите с учителем: «Сколько потребуется времени, чтобы сделать задания?» И вы сразу увидите адекватность педагога. Если он полагает, что в первом классе это может занимать три часа, придется обсуждать, что за этим стоит. Если же педагог говорит, что на каждое задание требуется в среднем 20-30 минут, а вы проводите значительно больше времени, тоже имеет смысл выяснить, как ребенок усваивает программу и в чем его необходимо поддержать.
Родителям нужно различать чувства ребенка и его эмоции.
Мы сейчас говорим о начальной школе, где большинство родителей могут самостоятельно помочь ребенку: палочки писать, таблицу умножения выучить, подготовить доклад по окружающему миру, сделать к нему презентации.
Естественно, в первом классе самому сделать презентацию на 20 слайдов невозможно! Если от первоклассника этого ждут в школе, имеет смысл разбираться с учебным заведением. Не в плане скандала, а в смысле ведения переговоров.
В итоге, избежать раздражения можно только конструктивом, выясняя, что предстоит сделать ребенку, кто и как ему может в этом помочь.
О репетиторах
Чем выше класс, тем сложнее программа для ее освоения, начиная с 8-9 класса — в частности, если речь идет о массовой школе, в которой много учеников в классе, на учителей ложится большая нагрузка и они не способны индивидуально работать — на помощь приходят репетиторы. Особенно если ребенок не расположен к определенной области знания (технарю сочинение написать или гуманитарию физику сдать).
Репетитор — тот человек, который помогает ребенку освоить учебную программу до определенных результатов. Это уже особая сфера профессиональной деятельности. Зачастую случается, что родители настолько заняты, что приглашают уже в начальной школе человека, который помогает делать домашние задания.
Также для детей с особенностями в развитии нужна поддержка и помощь. Например, гиперактивные или, напротив, медлительные дети, имеющие проблемы с речью или координацией движения. Одному необходимо больше времени, а другому надо больше активности. Иногда у родителей это не получается, а у приглашенного учителя находятся время, возможность и педагогическое мастерство помочь ребенку.
Нередко гиперактивность проявляется у талантливых детей, чей дар еще не выявлен взрослыми. Такой ребенок бурлит, он неудобный, доставляет дискомфорт, а выясняется, что он быстро осваивает информацию, ему важно постоянно чем-то заниматься и эти результаты с кем-то обсуждать. Тогда на помощь приходят те педагоги, которые могут дар разглядеть, поддержать, направить и помочь в освоении определенных видов деятельности.
Общий лайфхак такой: если вам трудно с ребенком, ищите специалиста, который сможет объяснить, в чем эта трудность заключается.
О важности саморазвития
В эпоху тотального интернета вам все подскажет поисковик. Главное — правильно сформулировать вопросы.
А чтобы понимать, о чем спрашивать, нужно ориентироваться в том, что происходит. Общая психология нам в помощь. Замечательные книги Юлии Гиппенрейтер, Людмилы Петрановской. Они помогут понять, что в ребенке сейчас зреет, что с ним происходит. Неплохо бы родителям различать чувства ребенка и его эмоции. Это очень важно — повышать свою грамотность, читать, советоваться со специалистами.
Избежать раздражения можно только конструктивом.
Это если говорить в общем о развитии ребенка. Потому что в каждом возрасте свои особенности в воспитании и образовании.
Если с ребенком трудно, надо ответить на вопросы: в чем эта трудность заключается? В какой момент мне с ним невмоготу? Когда он говорит, действует, или наоборот, молчит и бездействует? Это первичная диагностика. Отвечая на эти вопросы самому себе, человек сможет сформулировать вопрос специалисту или запрос в поисковую систему.
Домашняя работа — ключ к учебе в университете
- Как относиться к инициативе сделать домашние задания факультативными?
- Важно понятийно определиться. Факультатив — то, что человек добровольно выбирает. Выбор отличает факультатив от электива, когда выбирается между прочими равными без права отказа от всех предложенных вариантов.
Домашнее задание — это электив, в такой логике. Ты выбираешь, когда делать эту работу, но сделать ее ты должен.
А если факультативно раздается домашнее задание, то ребенок не освоит программу, ведь оно — часть самостоятельной работы.
- А как вы относитесь к практике таких стран, как Испания, Италия, Финляндия и прочие, где в принципе не задают домашней работы, и самостоятельная работа осуществляется исключительно в школе?
- Есть работа с педагогом и есть работа самостоятельная. Человеку для дальнейшего обучения чрезвычайно важно освоить навыки самостоятельной работы.
Я преподаю в вузе и с каждым годом мы все чаще встречаем абитуриентов, неспособных к самостоятельной работе. Они приходят получать высшее образование, которое по определению включает в себя огромный объем самостоятельной учебы.
Если домашнее задание раздается факультативно, ребенок не освоит программу, ведь оно – часть самостоятельной работы.
Профессорам неважно, в какой день их студент поедет в библиотеку и напишет конспект или реферат, они ожидают от него готовую работу. Но зачастую в ответ приходится слышать рассказ, что не было времени, читательского билета, была закрыта библиотека. Налицо школьный подход к студенческой жизни.
Те школы, которые на старших ступенях расстаются с инфантильными школьниками, чаще всего так поступают не потому, что эти дети чего-то не знают, а потому, что они не готовы к самостоятельной работе. Им нужен постоянный контролер и постоянный куратор, тьютор, ментор, который будет за руку их вести от одного результата до другого.
Но все эти наставники и тьюторы, которых мы знаем из истории философии и педагогики, — это те люди, которые побуждали и вдохновляли своих учеников на самостоятельную работу.
Домашние занятия и работа вне класса — это поручение учиться самостоятельно.
Беседовал Родион Германов