«Христа ради»: давать ли милостыню просящим на улице?
С одной стороны, есть новозаветный императив «просящему у тебя дай» (Мф. 5:42). C другой, раннехристианский кодекс «Дидахе» велит: «Пусть твоя милостыня запотеет у тебя в руках, прежде чем ты узнаешь кому подаешь» (гл. 1, 5-6).
Как быть, когда у тебя просят милостыню на улице? Можно ли отказать? Если отказать, то как не обидеть? И что делать, чтобы подаянием не поощрять преступное сообщество и сопутствующее этому насилие, коррупцию и прочий криминал? Собрали мнения священников на этот счет.
«Ничтожным даянием отражать их лай»
«Призыв Господа исполнить евангельский идеал звучит в обращении к богатому юноше: „если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим“. (Мф. 19:21).
Не каждый совершенен, и не каждый воплощает эти слова Спасителя в жизнь. Но если мы хотя бы немного исполним призыв к милосердию и состраданию, это будет благословенно в Очах Божьих.
Однако Господь призывает сотворить милостыню по отношению к нищим, а не к профессиональным попрошайкам или мошенникам. Жертва должна быть разумной. Вокруг нас столько людей, которые по-настоящему нуждаются в помощи. Будет неправильно дать мошеннику милостыню, которую бы мы могли дать людям в настоящей нужде.
Святитель Василий Великий резко отзывается о профессиональных попрошайках:
Щедрая благотворительность отнюдь не приносит пользу тем, кто сочиняет плаксивые песни для обмана женщин, кто выставляет телесные увечья и раны как повод для стяжательства. Потраченное на них пойдет им во зло. Надо ничтожным даянием отражать их лай; являть же сочувствие и братолюбие должно к тем, кто научился терпеливо переносить нужду (Беседа первая на Псалом 14).
То есть кесарийский архипастырь призывает дать им мелочь, чтобы отстали.
Я прекрасно понимаю, что всем на земле помочь не могу. Поэтому никогда не даю денег тем, кто просит у меня помощи в соцсетях. Пусть даже они присылают сканы документов о болезнях своих детей и тяжелом материальном положении. В подавляющем большинстве это мошенники. Если же попрошайничают на улице, я прямо говорю, что попрошайничать – грех. Особо назойливым могу дать немного мелочи.
Я знаю мать-одиночку, которая болеет и не может работать, но по каким-то причинам ей не дают инвалидность. Я знаю много других случаев, когда люди находятся в тяжелом материальном положении, а попросить стесняются. Вот им и нужно помогать».
Священник Альвиан Тхелидзе, член Совета священников-видеоблогеров при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Нищий нуждается в реабилитации, а не в копейке
«Любой христианин понимает смысл милостыни. Когда к верующему подходят с просьбой о помощи, он чувствует себя обязанным помочь.
В то же время ресурс человека не бесконечен. Более того, нищета и другие социальные проблемы — это зияющая рана мира. Она неизлечима и неизбывна. Поэтому в какой-то момент помогающему придется остановиться.
К примеру, любой, кто приезжал в Троице-Сергиеву лавру, видел большое количество нищих. В этот момент перед паломником встает выбор:
вообще никому не давать, посчитав этих людей „профессиональными нищими“;
подавать понемногу всем;
подать кому-то значительную сумму и пройти мимо остальных с чувством вины.
Действительно, невозможно помочь всем. Поэтому слова Христа „просящему у тебя дай“ (Мф 5:42, Лк. 6:30) нельзя понимать буквально. Даже если ты продашь все, что у тебя есть, всем просящим и всем нуждающимся не поможешь. Кроме того, Христос в Своей заповеди не проговаривает никаких условий. Он не говорит, что именно и сколько дать.
Думаю, и во времена Христа существовали „профессиональные нищие“. А сейчас их определенно много. Но благотворительные фонды, доступные в интернете, решают проблему поданий. „Профессиональные нищие“ должны остаться без помощи, ведь есть много тех, кто в ней действительно нуждается. Если хочешь осознанно подойти к делу помощи ближнему, а не давать подачку Богу, обрати внимание на людей, нужда которых подтверждена. Сегодня есть возможность помогать осмысленно, правильно и приносить действительную пользу, а не просто бросать копейки, облегчая собственную совесть.
Это совсем не значит, что „профессиональные нищие” должны остаться без помощи. Им тоже можно и нужно помогать. Для этого существуют специальные заведения. Есть организации, где дают кров, пропитание и одежду, помогают найти работу и восстанавливают документы тем, кто действительно попал в беду. Нищим, даже страдающим дромоманией (патологическим стремлением к перемене мест), лучше помочь одеждой и едой, но не деньгами».
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии и Российского православного университета
Хочется смотреть на людей иначе
«Милостыню надо обязательно подавать, особенно когда тебе самому не хватает. Потому что каждому „просяшему у тебя дай“ ( Мф. 5:42).
Другое дело, в чем эта милостыня может выражаться. Помогать можно деньгами, едой, собственными руками, улыбкой, добрым словом, вниманием.
Если говорить именно о материальной стороне вопроса, то нужно поступать с рассуждением. С одной стороны, есть опыт ошибок и разочарований, есть грубая правда здравого смысла. А с другой — хочется на людей смотреть иначе. Не с подозрением, а великодушно и открыто. Но мудрость необходима, чтобы избегать иллюзий, ведь есть просто лентяи и профессиональные попрошайки. Вот уж правда, нет ничего сложнее, чем быть „простым, как голубь, и мудрым, как змий“ (Мф. 10:16)».
Протоиерей Александр Овчаренко, член Союза журналистов Украины
Задача верующих — быть внимательными
«Вопрос о подаянии всегда неоднозначен. Просить милостыню человека толкает крайняя нужда, когда все остальные способы найти средства для пропитания исчерпаны.
Так ли это бывает всегда? Или можно встретиться со злоупотреблением, когда люди просто не желают потрудиться, предпочитая паразитировать на подаянии?
В книге Деяний святых апостолов мы читаем, как человек, хромой от рождения, просил милостыню у входящих в Иерусалимский храм (Деян. 3:2). У апостолов Петра и Иоанна не было с собой денег, и единственное, что они могли сделать — это призвать имя Божие. После этого хромой человек исцелился.
Конечно, нам тяжело ссылаться на этот пример, так как апостольское дерзновение является особым случаем. Но мы можем сделать вывод — не всегда человеку, просящему милостыню, следует помочь именно деньгами. Вникнуть в ситуацию, потратить время, чтобы узнать обстоятельства жизни человека, просящего милостыню, уже будет большой помощью. Возможно, даже более существенной, чем деньги.
Задача верующих — быть внимательными. Особенно к тем, кто рядом, кто молится вместе с нами в одном храме и может пребывать в тяжелом положении. Потому как слова Священного Писания говорят нам прямо: „отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей“ (Втор. 15:11)».
Протоиерей Димитрий Карпенко, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Губкинской епархии
Рафаэль Санти «Исцеление хромого». Рисунок гобелена Сикстинской капеллы
Источник: Музей Виктории и Альберта, Лондон
Милостыня не должна быть ритуальным сбросом мелочи
«Как быть, когда у тебя просят милостыню на улице? Это привычная картина. Всегда были те, кто нуждается. И всегда нуждающиеся выходили на улицу просить милостыню. Но человек, который дошел до точки, в которой для него приемлем вариант просить, ищет не только финансового вспомоществования. Выходя на улицу, человек ищет таким образом другого человека.
И эта ситуация вполне евангельская. Самарянин помог незнакомому человеку, пострадавшему от разбойников. Именно в таких ситуациях через людей действует Бог. Когда близкие отвернулись, помощь может прийти через, казалось бы, случайного человека. Таким образом, шанс появляется не только у того, кто просит, но и у того, кто может ответить на эту просьбу.
Сотворить милость другому человеку — это очень по-христиански и очень по-человечески. И именно это является одним из критериев суда Божия над человеком. Подавая нуждающемуся, человек верующий понимает, что подаяние принимает Господь. Для человека нерелигиозного это также шанс вспомнить о милосердии.
Часто мы живем по упрощенной схеме: „не убиваю, не ворую = молодец“. У такой схемы есть один изъян: ты не делаешь ничего хорошего, кроме того, что не делаешь плохого. И милостыня как акт деятельного отношения к другому человеку помогает сдвинуться с этой точки.
Среди нас много людей, которые не являются официально нищими, но при этом остро нуждаются в порой самом необходимом. Например, ваш пожилой сосед, который вроде не просит, но которому хватает денег только на хлеб и молоко. И ему тоже можно деликатно оказывать помощь и внимание.
Если же вы не можете помочь, вежливо скажите об этом. Порой денег не хватает, а милостыня должна быть все-таки ощутимой жертвой, а не просто ритуальным сбросом мелочи. Лучше дать нуждающемуся тысячу рублей, чем регулярно опустошать карманы от ненужной мелочи. Когда мы отдаем то, что не жалко, это едва ли милостыня. Это плюсик для самолюбия, но едва ли он способен помочь как нам, так и тем кто нуждается».
Протоиерей Максим Горожанкин, преподаватель патрологии Белгородской духовной семинарии
Что делать?
Мы спросили читателей портала «Иисус» в соцсетях, подают ли они милостыню просящим на улице. Большинство (75%) ответили, что подают в зависимости от обстоятельств, 19% стараются подавать всегда, и 6% не подают никогда.
Действительно, христианину тяжело пройти мимо того, кто протягивает к тебе руку. Но как помочь, если не деньгами? Собрали краткую памятку:
1. Не проходите мимо. Узнайте, почему человек оказался на улице. Спросите, нужна ли ему помощь, в том числе медицинская. Купите продукты — что-то простое, что можно сразу съесть. Хорошо подойдут хлеб, вода, консервы в банке с кольцом, бананы.
2. Если у вас есть силы, помогите человеку вернуться в общество. В Москве работает государственная служба «Социальный патруль». Позвоните туда, и они помогут человеку на улице.
Другие проверенные организации, которые помогают в разных городах:
- Служба «Милосердие» и их проект «Ангар спасения»;
- Трудовой дом «Ной»;
- «Ночлежка»;
- Дом милосердия «Богадельня».
3. Пожертвуйте деньги благотворительным организациям, которые помогают бездомным и малоимущим. Они работают, чтобы устранить саму проблему нищеты, а не просто временно убрать ее проявления.
Со священнослужителями беседовал Родион Германов.
Редактировала Дарья Блинова.