Что такое медиация, или CEFR для церковных дипломатов
Концепция медиации как посредничества, направленного на прекращение конфликта, известна в разных сферах. Например, в праве под медиацией понимают способ внесудебного разрешения спора, при котором независимый и беспристрастный посредник (медиатор) содействует тому, чтобы стороны сами выработали взаимно приемлемое решение. Это определение наводит на мысль как минимум о двух достоинствах медиации. Первое – гибкость процедуры и широкое применение принципа диспозитивности[1]. Второе – возможность восстановить испорченные конфликтом отношения и сохранить их в будущем. Стороны приобретают опыт разрешения спора друг с другом «мирным путем»: используя медиацию, не удастся кого-либо «наказать», как это можно сделать в суде или арбитраже. Кроме того, если медиация проведена добросовестно, ни одна из сторон не будет вынуждена подчиняться навязанному решению, которое ее не устраивает.
В дипломатии медиация, как представляется, приобретает специфику, отличающую ее от механизма, который функционирует в частном праве. Однако, если не утрачиваются ее главные положительные свойства, медиация может оказаться полезным дипломатическим инструментом. И особенно эффективным в некоторых случаях он может быть в руках церковных дипломатов. Кто, как не Церковь, может призвать часто неравные фактически стороны (даже если de jure они равны по статусу) не ожесточаться и справедливо учесть интересы друг друга ко взаимной, а не эгоистической пользе? Медиация в значении, по сути, миротворческой деятельности сегодня может стать перспективным и востребованным направлением церковной дипломатии. Но хотелось бы надеяться, что разрешать конфликты приходится не каждый день.
Случай «поработать» медиатором может выпасть не только дипломату. Каждый может столкнуться с необходимостью тактично, доброжелательно и доступно передать собеседнику неизвестные или чуждые ему идеи.
Зато каждый день церковным дипломатам нельзя не свидетельствовать о православии всему миру, внешнему по отношению к нашей Церкви и не всегда расположенному услышать ее голос. Вот это служение во многом и есть медиация, но в другом, коммуникативном смысле. Медиация как коммуникативный (проще говоря, связанный с общением) вид деятельности и уровни подготовленности «медиатора» к его реализации описаны в CEFR[2].
В свете коммуникативного подхода медиатор «строит мосты» и способствует передаче или созданию определенного смысла[3]. Виды медиативной деятельности включают медиацию текста (mediating a text), медиацию концепций или идей (mediating concepts) и медиацию общения (mediating communication)[4]. Вряд ли в проповеди получится обойтись без медиации текстов. Как нас, современных читателей, приобщить к сокровищам православной литературы – прежде всего, Священному Писанию и творениям Отцов Церкви – без поддержки в их освоении? Подобная медиация – несомненно, «ювелирная работа», но сейчас остановимся на проповеди в форме дипломатического служения и обратим внимание на медиацию идей и общения.
Дипломатия опосредует взаимодействие между Церковью и внешним миром в поликультурном пространстве, где передача одного и того же концепта разным адресатам предполагает неодинаковые методы его представления. Например, диалог с ближневосточными и европейскими контрагентами не может строиться одинаково не только в связи с колоссальной разницей в обстоятельствах на Ближнем Востоке и в Европе, но и с учетом различий в их мировоззрении, а также культуре и принятых коммуникативных традициях. При этом уважение к культуре собеседника не отменяет задачу умело преподнести собственную идентичность. Иными словами, угощая своим фирменным блюдом, если идем в гости – по-разному упаковываем, если принимаем гостей – по-разному сервируем.
Когда ожидаем одного гостя или сами являемся единственным приглашенным, подготовиться сравнительно просто. Сравнительно – с ситуацией, в которой за одним столом переговоров собираются совершенно разные партнеры. В текущей международной повестке есть проблемы, для разрешения которых не обойтись если не без совместных усилий всего мирового сообщества (что, как кажется, выглядит немного утопично), то без международного и межконфессионального сотрудничества. В таком случае на первый план выходит медиация общения, когда посредник (медиатор) оказывает содействие в налаживании и поддержании связей между его участниками. Медиатор помогает создать атмосферу открытости, доверия и комфорта партнеров в присутствии друг друга хотя бы настолько, насколько это необходимо для достижения целей их коммуникации. Занимаясь медиацией общения, посредник может предлагать помощь в устранении противоречий между его отдельными участниками в интересах продвижения их совместного начинания. Бонусом этого вида медиации является предотвращение конфликтов, которые могли бы возникнуть, будь коммуникация хуже организована.
Медиация концептов в искусстве дипломатии не ограничивается обращением к представителям различных национальных культур – чтобы установить контакт с разными представителями одной и той же национальной общности, необходимо не меньшее мастерство. Напоминание о христианских ценностях сегодня, думается, не помешает обществу любой европейской страны. Но в коммуникативном плане для него сложно подобрать унифицированное выражение – есть смысл по-разному подойти к диалогу с политиками и, скажем, со студентами. Взаимодействие с первыми заключается преимущественно в протокольные рамки официальных встреч и других мероприятий. В этом формате коммуникации видится важным, чтобы христианское свидетельство не воспринималось светскими партнерами просто как ожидаемый репертуар представителей Церкви, а в переговорах с официальными лицами не терялась живая беседа с людьми.
Кто, как не Церковь, может призвать часто неравные фактически стороны не ожесточаться и справедливо учесть интересы друг друга ко взаимной, а не эгоистической пользе?
Тем более трудно рассчитывать на то, что молодежь станет интересоваться коммюнике по итогам дипломатических встреч и внимать пленарным докладам на конференциях. Более действенно будет поднимать актуальные темы на страницах электронных изданий, организовывать просветительские проекты и приглашать молодежь «прийти и увидеть». Это позволит молодому человеку увидеть, как христианство преображает жизнь со всем, что ему в ней дорого и интересно. Как окупятся вложения в «молодежное» направление дипломатии, не предугадаешь, ведь и политики когда-то были студентами.
В любом случае медиация концептов в масштабе общества едва ли осуществима вне культурной (в широком смысле) дипломатии, которая позволяет подобрать ключи от разный дверей: от дверей кабинетов в министерствах и от дверей комнат в студенческих кампусах.
Случай «поработать» медиатором может выпасть не только дипломату. Каждый может столкнуться с необходимостью тактично, доброжелательно и доступно передать собеседнику неизвестные или чуждые ему идеи. Конечно, в такой ситуации не лишним будет владеть коммуникативными компетенциями, описанными в CEFR. Только, чтобы делиться своей верой, нам требуется гораздо большее.
[1] Диспозитивность — возможность сторон поступать по своей инициативе и в соответствии с собственным усмотрением.
[2] Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment (CEFR). См. описание в CEFR Companion Volume with New Descriptors: https://rm.coe.int/cefr-companion-volume-with-new-descriptors-2018/1680787989.
[3] Ibid. p. 103.
[4] Ibid. p. 104.