Церковь накануне войны. О новой книге М. В. Шкаровского
В оформлении обложки использованы фото церковных иерархов, причисленных к лику святых. На изображениях представлены (по часовой стрелке): святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России (1865-1925); священномученик. Хризостом Калафатис, митрополит Смирнский (1867–1922); священномученик Варнава, патриарх Сербский (1880-1937); святитель Иоанн Максимович (1896-1966).
Вниманию читателей портала предлагается обзор недавно вышедшей в свет монографии М.В. Шкаровского «Православные Церкви Юго-Восточной Европы между двумя мировыми войнами (1918 – 1939 гг.)», продолжающей серию исследований известного церковного историка, публикуемых в издательском доме «Познание». Михаил Витальевич Шкаровский – доктор исторических наук, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и Санкт-Петербургской духовной академии, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга.
Вышедшая монография посвящена богатой и насыщенной важными событиями истории Православных Церквей Юго-Востока Европы в период между двумя Мировыми войнами. Эти годы стали переломными в истории целого ряда Поместных Православных Церквей Балканского полуострова. Константинопольский Патриархат утратил все свои епархии в Малой Азии, но сумел сохраниться и даже увеличить свое влияние в православном мире; Сербская и Румынская Церкви приобрели статус Патриархата и существенно расширили свои территории; возникла новая автокефальная Православная Церковь – Албанская. При этом ряд Поместных Церквей оказывал не только духовное, но и политическое влияние, существенным образом воздействуя на ситуацию в своих странах (Югославия, Румыния, Греция и др.). В межвоенной ситуации значительное место занимали отношения Православных Церквей Юго-Восточной Европы с Русской Церковью.
Деятельности Русской Православной Церкви и русской эмиграции в исследуемый период в монографии уделено значительное внимание. В этот период русское духовенство играло значительную роль в религиозной жизни Восточной Европы. Оно было более образованно, активно, креативно, чем местные православные священнослужители, и поэтому с начала 1920-х гг. зачастую выступало инициатором многих важных духовных процессов: способствовало возрождению монашества, созданию духовных учебных заведений, развитию богословской науки.
Как существовавшие ранее, так и появившиеся после 1917 г. православные общины не имели единого управления и принадлежали к трем юрисдикциям, к началу 1930-х гг. возникшим на основе прежде единой Русской Церкви: Московский Патриархат, Русская Православная Церковь Заграницей с центром в югославском городе Сремские Карловцы (карловчане) и Временный экзархат Константинопольского Патриарха на территории Европы с центром в Париже, который возглавлял митрополит Евлогий (по имени главы – евлогиане). Подавляющее большинство священнослужителей и мирян принадлежало к Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), которая, будучи относительно небольшой по численности, обладала значительным авторитетом и поэтому играла заметную роль в определении общей церковной ситуации в Югославии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии.
После прихода нацистов к власти в Германии, в конце 1935 – начале 1936 гг., Юго-Восточная Европа оказались в поле зрения их внешней политики. Расположенные в этом регионе государства населяли в основном православные народы – сербы, черногорцы, македонцы, болгары, румыны, греки и т.д. Национальные Православные Церкви традиционно играли большую роль в жизни балканских стран, и Германский МИД еще до оккупации Греции и Югославии в 1936–1941 гг. постоянно пытался различными способами включить их в сферу влияния III рейха. Этот фактор оказывал заметное влияние и на нацистскую политику в отношении Русской Православной Церкви.
Историография исследуемой темы не очень велика; монография базируется на богатых архивных источниках, в частности, материалах болгарских, сербских, греческих, немецких, американских, российских и других архивов. Книга предназначена для историков, священнослужителей и всех интересующихся историей христианства.
Приобрести издание можно на сайте Издательского дома «Познание» .