Царство Небесное — дано, обещано или надо его «похитить»?
В праздник обретения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна мы слышали в чтении из Евангелия от Матфея слова, которые Господь наш Иисус Христос сказал народу после того, как ушли от Него посланные Иоанном Крестителем: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11). Эти слова Господь произнес после того, как ответил на вопрос учеников Иоанна Крестителя, а Иоанн Креститель в это время находился в темнице и ожидал своего смертного исхода. И вот, будучи в узах, на пороге смерти, он послал учеников спросить: Ты ли Тот, Кого мы ожидаем, или ожидать нам другого? И Господь ответил: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:4–6).
Возможно, это было предупреждение Иоанну Крестителю о том, чтобы он не усомнился; о том, чтобы, находясь один на один с самим собой и пред лицом неизбежной смерти, он не оступился, не усомнился в том, что Агнец Божий, на Которого он указывал народу, есть действительно Господь Иисус Христос. Возможно, это была какая-то иная весть, которую Господь послал Иоанну Крестителю через его учеников. Может быть, Иоанн Креститель и не сомневался, но только учеников послал для того, чтобы уверить их в том, что это действительно обетованный Мессия.
И вот, когда ученики ушли, Господь стал говорить народу об Иоанне Крестителе: «что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских» (Мф. 11:7–8). И тот, и другой образ — и трости, ветром колеблемой, и человека, находящегося в царских чертогах, — относился, по-видимому, к четвертовластнику Ироду, потому что тростник был его символом, он печатался на монетах того времени. А трость, ветром колеблемая, — это человек, который колеблется в своих мыслях, который непостоянен и не тверд в своей вере.
Господь говорит, что Иоанн Креститель был совсем другим. И после того, как Он сказал народу об Иоанне Крестителе, что тот не «трость, ветром колеблемая» и не «человек, находящийся в царских чертогах», а «больший из рожденных жёнами», Он говорит слова: «но меньший в Царстве Небесном больше его». Эти слова могут быть поняты двоя
ко. Может быть, толкование их таково: человек, который на земле достиг самой высокой степени святости, все-таки находится еще не в том состоянии, в котором будет пребывать меньший в Царстве Небесном. А есть иное толкование: Иоанн Креститель был большим, а Иисус Христос был меньшим, потому что Иоанн Креститель начал раньше, а Иисус Христос продолжил его проповедь. Так вот, меньший — это Сам Господь Иисус Христос, который в Царстве Небесном будет больше Иоанна Крестителя.
Читайте также: Чего мы не знали об отношениях Иисуса Христа и Иоанна Крестителя?
И после этих слов, которые трудны для понимания, Господь произносит еще более трудные слова: Он говорит о том, что «от дней Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное усилием берется, и прилагающие усилие получают его» (Мф. 11:12), или, как в славянском переводе сказано, «восхищают его». Что означают эти слова, и о каком усилии говорит Господь?
Мы помним, что вся проповедь Господа Иисуса Христа была посвящена Царству Небесному, с этого Он начал: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), и начал уже не первым, но повторил слова Иоанна Крестителя. И потом, в течение всего своего проповеднического служения Он раскрывал людям Царство Небесное и говорил: не ищите Царство Небесное где-то там, или где-то здесь, или где-то далеко, оно внутри вас. И Он говорил людям о том, что Царство Небесное — это то, что уже им даровано. Но в то же время мы слышим от Него слова о том, что Царство Небесное берется усилием и нужно прилагать усилия. Так что же такое Царство Небесное? Это дар, это то, что уже дано, или это то, что обещано, или это то, что нужно каким-то образом стараться заполучить, прилагать усилия для того, чтобы его «восхитить» — то есть, похитить?
Если вслушаться в слова Господа Иисуса Христа, то Царство Небесное — это и то, и другое, и третье. Это и то, что обещано, и то, что уже даровано, и то, для получения чего требуется прилагать усилия. В каком смысле оно обещано? В том смысле, что все люди, пребывающие на Земле, находятся еще в пути к этому обетованному Царству, их жизнь еще не закончилась, итог их жизни еще не подведен, Страшный суд еще не пройден, приговор еще не оглашен. И каждый человек, пребывая здесь, на Земле, находится в ожидании будущей жизни и того, какой станет эта жизнь, смогут ли они достичь обетованного Царства Небесного.
Но в то же время, Царство Небесное уже даровано нам, потому что Господь Иисус Христос даровал его нам Своей смертью на Кресте и Своим Воскресением. Когда мы совершаем Божественную литургию, священник, перечисляя благодеяния Божии, начиная от сотворения мира и сотворения человека, говорит и о том, что «Царство Небесное даровал еси будущее», то есть Господь его уже нам даровал, хотя это Царство еще нас ожидает. В каком смысле даровал? А в том смысле, что мы можем уже к нему приобщаться, мы можем его уже предвкушать, когда приходим в храм Божий, когда причащаемся Святых Христовых Тайн, когда участвуем в других церковных таинствах, когда молимся Господу и получаем ответ на наши молитвы. И мы понимаем, что Царство Небесное — это не что-то, только лишь обещанное в будущем, но это и то, к чему мы можем приобщаться в настоящем. И вот в каком смысле говорится, что Царство Божие внутри вас — оно уже внутри вас, и вы должны обрести его внутри себя, а не искать где-то за тридевять земель, за морями или за океанами, или ожидать его только в будущем.
Но и те слова, которые мы сегодня слышали, также имеют значение: «Царство Небесное усилием берется, и прилагающие усилие восхищают его». Что это за усилие, которое от нас требуется? Это все то, о чем напоминает нам Церковь в течение всего года, а особенно в дни Великого поста. Это покаяние, это исполнение заповедей Божиих, это добрые дела, которые мы призваны совершать по отношению к нашим ближним, это соблюдение поста, это воздержание, это смирение, это отказ от греховного образа жизни, от вредных привычек и стремление постоянно делать добро. Если все эти факторы присутствуют в нашей жизни, то Царство Небесное, которое нам одновременно и обещано, и уже даровано, может стать нашим достоянием. Ведь Царство Небесное — это не только то, что человеку может быть дано, это еще и то, что он должен принять.
Многим Господь не просто обещал Царство Небесное, но и давал его, а они по каким-то причинам либо отказывались его принять, либо оказывались неспособны его принять — как книжники и фарисеи, которые слышали те же самые поучения Иисуса, что слышали другие люди, были свидетелями тех же самых чудес, и Царство Небесное было не только обещано им, но уже даровано. Однако они отказывались его принять, они его не вмещали и не принимали. Для того, чтобы восхитить Царство Небесное, и нужно прилагать усилия. Вот почему церковь проводит нас через дни Великого поста — чтобы мы в полной мере осознали, что и от нас требуется определенное усилие, и чтобы мы приложили это усилие, и чтобы Царство Небесное, обещанное нам и уже дарованное, было в полной мере нами воспринято.
По материалам проповеди от 9 марта.