Ты что, глупец? Библейский тест царя Соломона
Царь и пророк Соломон слывет одним из самых мудрых людей в истории. Свою проницательность и остроумие он обнаружил в суде над двумя женщинами, «ибо увидели, что мудрость Божия в нем» (3 Цар. 3:16-28).
Я же предлагаю заочно предстать перед лицом этого мудрейшего человека, чтобы выяснить степень своей глупости.
Согласно определению Священного Писания, глупец — это не тот, кто необразован или имеет низкий IQ. Скорее это тот, кто духовно и морально ущербен. Как сказано в Притчах 1:7: «Кто презирает мудрость и наставление — глупец» (современный перевод РБО).
Рассмотрим некоторые характеристики глупца, изложенные в книге Притч.
1. «Глупец считает свой путь правильным, а мудрый прислушивается к советам» (совр. пер. РБО, Притчи 12:15).
Глупец всегда прав в его (или ее) глазах, никогда не готов принять критику, выслушать здравый совет, признать ошибку.
Может быть, мы и не столь упрямы. Но могут ли люди подойти к нам легко, без страха? Принимаем ли мы исправление со смирением и даже признательностью?
Вот почему в Притчах 9:8 говорится: «Не упрекай наглеца, а не то возненавидит тебя, упрекай мудреца, и он тебя полюбит» (совр. пер. РБО)
А вы глупы или мудры?
2. «Глупец выставляет свой гнев напоказ, а разумный не слушает оскорблений» (Притчи 12:16).
Глупцам не хватает самообладания. Их легко вывести из себя, легко разозлить и спровоцировать. Напротив, благоразумные не заметят оскорблений. Какая позиция, по мнению ваших друзей, родственников и коллег, более характерна для вас?
Согласно книге Притч, отсутствие самоконтроля — одна из самых распространенных черт дурака. «Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим. Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман» (синодальный перевод, Притчи 14:16-17).
Еще там говорится «Глупец дает волю гневу, а мудрый дает ему остыть» (Притчи 29:11).
Все ли вокруг сразу узнают, когда вы раздражены? Насколько сложно вам не заметить оскорбление? По шкале от 1 до 10, где 1 означает «благоразумный», а 10 — «безрассудный», как бы вы оценили себя? И как бы вас оценили те, кто ближе всего общаются с вами?
Приведу еще один соответствующий стих: «Кто не скор на гнев, тот разумен, а кто вспыльчив — выказывает дурь» (совр. пер. РБО, Притчи 14:29.)
Что мы показываем своей жизнью и словами?
3. «Язык мудрецов распространяет знания, а из уст глупцов лишь дурость исходит» (Притчи 15:2).
Из-за того, что глупому человеку не хватает смирения и самообладания, он выкладывает все, что приходит на ум. Как сказано в Притчах 14:3: «В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их» (синод. пер.)
Мало что так характеризует глупца, как отсутствие фильтра на устах. Они что думают, то и говорят. Они не проявляют сдержанности.
Просто прочтите эти стихи и посмотрите, применимы ли они в вашей собственной жизни. Я много раз смотрел на свою жизнь через эту призму и планирую продолжать. «Язык глупца доведет до ссоры, его уста накличут побои. В речах глупца — его погибель, его уста — для него же ловушка» (совр. пер. РБО, Притчи 18:6-7). И еще: «Почет тому, кто далек от ссоры, куда всякий глупец спешит ввязаться» (совр. пер. РБО, Притчи 20:3).
Согласно Притчам 12:18: «Болтовня может ранить, как меч, а слова мудрецов — исцеляют» (совр. пер. РБО)
Приносят ли наши слова мир или они деструктивны? Сдержанна ли наша речь, приносит ли она спокойствие, или безрассудна и пронзает как меч?
4. «Глупцу не нравится думать, зато любит он умом похваляться» (совр. пер. РБО, Притчи 18:2).
Притчи довольно прямолинейны по этому поводу: «Давать ответ, не дослушав, — только глупость и стыд» (свор. пер. РБО, Притчи 18:13). Также говорится: «Видел человека, что мнит себя мудрым? От глупца и то больше проку» (совр. пер. РБО, Притчи 26:12). И еще: «Видел ты человека, скорого на слова? От глупца и то больше проку» (совр. пер. РБО, Притчи 29:20).
Часто в социальных сетях, публикуя статью для обсуждения, хочется добавить: «Пожалуйста, прочтите или досмотрите материал, прежде чем делиться своими мыслями». Просто задумайтесь — сказал бы кто-нибудь музыкальному критику: «Пожалуйста, послушайте песню, прежде чем делиться своими мыслями о ней». Или как если бы кто ресторанному критику посоветовал: «Пожалуйста, съешьте еду, прежде чем описывать ее вкус». К сожалению, слишком часто люди просто видят заголовок и тут же высказывают свое мнение. Если бы они действительно сначала ознакомились с содержанием, скорее всего, не публиковали бы свой комментарий.
У меня есть сумасшедшая мечта, что однажды все прочитают текст перед тем, как его комментировать. Это действительно сэкономило бы кучу потраченных впустую слов.
Когда мы отвечаем до того, как выслушаем, когда выносим суждение, прежде чем разобраться, мы демонстрируем присущие глупцу черты.
Из книг Ветхого Завета за богослужением практически полностью прочитываются Бытие, книга пророка Исаии и... Притчи Соломоновы! Их чтение предлагается в течение Великого поста перед Пасхой с нравственной целью: пробудить в душе человека желание измениться. Всего существует 31 паремия из книги Притчей. Но как насчет того, чтобы каждый день читать главу из этой книги?
Признавая свою собственную нехватку мудрости и имея сварливый характер, после прихода к вере я перечитывал Притчи множество раз. Затем снова и снова просил Бога о мудрости. И, хочу заметить, на эту молитву Он любит отвечать.
P.S. Вангую, набегут книжники и скажут (справедливо), что Соломон — как минимум, не единственный автор этой библейской книги. Но он был основателем определенной традиции, которая продолжалась и после его смерти. Ключевую роль здесь играла община, которая собирала и сохраняла эти тексты. А таки напомню: народ, который сберег и приумножил мудрость веков, — иудеи.
Если эта статья разозлила вас, или вы опубликовали комментарий, прежде чем прочитать ее полностью, или если вы собираетесь обвинить меня, цитируя Писание, возможно, вам лучше сначала проверить: а не глупы ли вы? Или все-таки мудры?
Если статья понравилась, поделитесь этим материалом с друзьями и предложите пройти библейский тест на мудрость, попросив оценить себя со стороны.