Беспроводная благодать: какой будет Церковь после карантина?
Церковная жизнь заметно изменилась – мы участвуем в богослужениях онлайн, отправляем записки по электронной почте и сами освящаем праздничную трапезу. Невозможность жить по-старому расстраивает, пугает и даже вгоняет в уныние. Кто-то, напротив, старается не терять оптимизма и с долей иронии отмечает «вторичные выгоды», которые открыла пандемия.
Невольно задумаешься – не сохранить ли хотя бы отчасти сложившийся порядок и после карантина? Пусть иконы и лжицу как следуют стерилизуют, в храме никто не толпится, а некоторые практики, кажется, и вовсе можно окончательно перенести в онлайн.
Портал «Иисус» и центр «Познание Labs» предлагает порассуждать о нашем общем будущем в Церкви после карантина. Для первого обсуждения в Zoom мы собрали вместе иеромонаха Павла (Черкасова), священнослужителя Черниговского Патриаршего подворья; Максима Калинина, шеф-редактора портала «Иисус» и исследователя сирийской мистики; Алексея Ширикова, SMM-специалиста портала и автора дневника осознанности «Пост со смыслом» и читателей портала.
Ниже – краткое содержание дискуссии по нескольким вопросам.
- Укоренится ли Церковь в онлайн?
- Церковь живет не в интернете, а в душе человека – вне зависимости от карантина. Но и существующий уклад сформировался не просто так, без него не ощутить всей полноты веры. Интернет уже давно используется в Церкви как вспомогательное средство (те же богослужения регулярно транслируются по телевизору), и в этом качестве онлайн-форматы останутся и будут развиваться. Более того, Церковь имеет возможности оказаться на гребне цифровизации, используя опыт древних христиан.
Но нельзя целиком возлагать свои надежды на интернет. Сейчас мы не выходим из дома и фактически живем в онлайне. А что будет, если человечество окажется отрезанным от сети?
- Возможно ли совершать таинства по интернету?
- Таинства принимают разные формы. Та же исповедь приносится Богу, и священник выступает лишь посредником. Поэтому дистанционная исповедь теоретически возможна – но только как исключительный вариант. В большинстве случаев таинства дистанционно неосуществимы.
Чрезвычайная ситуация помогла отделить важное от второстепенного. Содержание таинств – это благодать, которая преподается людям, а форма в значительной степени меняется в зависимости от обстоятельств (хотя есть формальные моменты, без которых таинство не состоится).
Как пример: у древних пустынников, а позже на Валааме существовала практика самопричащения, когда отшельники брали с собой Святые Дары и сами вкушали их в отдалении от храмов. Но сделать такой формат Причастия распространенным нельзя – слишком велик риск осквернения святынь.
- Так можно ли все-таки заразиться от Причастия? И если да, почему это допускали раньше?
- Претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни остается для нас сокровенным. Мы не понимаем, как это происходит и не вправе требовать от Святых Даров антисептических свойств, а от Бога – чудес по нашему запросу.
Но личный опыт показывает: во время богослужения заразиться можно. И лучшее, что мы можем сделать, – это проявить послушание по отношению к священноначалию и властям, чтобы не провоцировать новых раздоров.
Участники онлайн-дискуссии: иеромонах Павел, Алексей Шириков, Максим Калинин
Источник: «Познание Labs» / Youtube
- Останутся ли меры предосторожности после карантина?
- Чтобы внести изменения в церковный устав, необходимо собрать определенный опыт. Пока все меры – временные. Если же на практике накопится много случаев, Церковь сделает из этого выводы. Но стремление обезопасить себя в любом случае не должно стать поводом для обвинений в маловерии.
- Какие открытия верующие вынесут из эпидемии?
- Мы сможем понять, для чего приходим в храм – ради духовного опыта, единения с другими или просто для того, чтобы испытать эмоции. Жить полноценной духовной жизнью в уединении гораздо труднее, но навык самостоятельный молитвы важен и полезен для человека.
Вынужденная изоляция дала импульс к развитию осознанности верующих. Богослужения, которые можно полноценно изучать во время онлайн-трансляции из алтаря, многим предстали в совершенно новом свете – и впервые в жизни люди отстояли всю праздничную литургию с вдохновением и увлечением.
Примечательно, что опыт карантина пришелся на Страстную седмицу и пасхальные праздники, в которые мы призваны к особому внутреннему усилию. Стало очевидно, что интернет не мешает ни пасхальной радости, ни опыту общинности, потому что «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3:8).
Обсуждение не ограничилось лишь этими темами. Для тех, кто пропустил встречу, публикуем полную запись. И, конечно, планируем продолжать открытые дискуссии – следите за анонсами на портале «Иисус».