Антилатинская полемика архиепископа Евгения (Вулгариса)
На портале «Иисус» ранее публиковались видеозаписи интервью с афонским старцем Никоном, организованные докторантом Лёвенского университета, выпускником Московской духовной академии Василием Максимишинцем [1]. Сегодня мы хотим представить читателям портала тему научной работы Василия в Лёвенском университете. Научная деятельность докторанта посвящена вопросу взаимоотношений между православными и католиками и проблеме унии. Работа Василия связана с изучением текстов известного греческого богослова XVIII века архиепископа Евгения (Вулгариса) (1716-1806) [2], посвященных антилатинской полемике.
- Чем интересна для Вас личность архиепископа Евгения (Вулгариса), и почему Вы в своих исследованиях сфокусировались на его антилатинской полемике?
- Архиепископ Евгений интересен, прежде всего, благодаря яркости его личности и благодаря влиянию на богословскую мысль в XVIII веке. Его по праву считают светилом греческого богословия, человеком, который смог соединить в себе восточную христианскую патристическую традицию с идеями разных течений философии Просвещения, а также воспитать плеяду учеников. В академическом мире интерес к этой личности обусловлен многогранностью его литературного наследия, а также отсутствием систематического анализа его сочинений, в особенности посвященных антилатинской полемике. Например, есть одно сочинение, которое сохранилось только на русском языке, и поэтому оказалось почти забытым греческими учеными. Кроме того, мой личный интерес к этим сочинениям определяется лингвистическими особенностями текстов архиепископа Евгения. У него есть как минимум два языковых регистра: богословские и философские сочинения он писал на древнегреческом языке, который представляет собой симбиоз аристотелевского языка с пастристическим, но также архиепископ писал и на языке, близком к народному, т.е на греческом языке XVIII в. Таким образом, малоизученность сочинений архиепископа Евгения вместе с языковыми особенностями его текстов являются причиной выбора темы моих исследований.
- Какое влияние на участие архиепископа в антилатинской полемике оказали обстоятельства его жизни: образование, жизнь в Османской империи, западноевропейских государствах, Российской империи? Можно ли в этом контексте увидеть влияние западноевропейских философов-просветителей?
- Я думаю, что как минимум два фактора оказали влияние на его интерес к этой теме. Во- первых, важны обстоятельства детских лет его жизни. Он родился и вырос на острове Корфу. Этот остров никогда не был под властью турок, но был долгое время под властью венецианцев, поэтому латинское влияние здесь было очень сильно. Представители Римско-Католической Церкви ликвидировали кафедру местного православного епископа и ввели должность своего рода благочинного, который мог бы хоть в какой мере исполнять роль духовного лидера. В это же время на острове была учреждена латинская кафедра. Соответственно, православные церковные структуры были подвержены сильной деформации на о. Корфу. Я думаю, что это оказало сильное влияние на мысль архиепископа Евгения и повысило его вовлеченность в этот вопрос. Во-вторых, я думаю, на него повлиял монашеский образ жизни и связь с Афоном. Дело в том, что архиепископ Евгений, будучи еще иеродиаконом, жил и преподавал на горе Афон и сам по своему духу был глубоким аскетом. Как известно, монашество всегда было консервативным, оно всегда было против каких-либо компромиссов в диалоге с Латинской Церковью. Я полагаю, что эти два фактора имели ключевое влияние на его мысль, но, можно сказать, что и переезд в Россию тоже сказался на этом, потому что он оказался в той ситуации, когда почти два миллиона русинов, проживавших на бывших территориях Речи Посполитой, оказались на территории Российской империи. Таким образом, архиепископ Евгений непосредственно столкнулся с проблемой унии.
«Он утверждал, что христианские догматы превосходят границы человеческого познания, поэтому эта область должна оставаться закрытой для какого-либо философского анализа».
- Что можно сказать о взглядах владыки Евгения относительно унии и способов решения этой проблемы? Каковы основные принципы отношения архиепископа к греко-католикам?
- Надо, прежде всего, сказать, что проблеме унии и споров с латинянами посвящены три сочинения: первое вышло на заре его карьеры, и было адресовано православным сербам в католической Венгрии («Увещательное послание к сербам»). Часть православных сербов эмигрировала в австрийские владения в связи с захватом части Сербии турками. Также он написал другое сочинение «Ответ одного православного» (1775), посвященное непосредственно обсуждению спорных вопросов, разделяющих православных и католиков. Третье сочинение было написано уже в 1793, когда, как я уже сказал, большая часть униатов оказалась на территории Российской империи. Архиепископ Евгений мыслил в традиционно православном ключе, он воспринимал унию как жест агрессии со стороны Рима в адрес Православной Церкви. По его мнению, уния была на самом деле контрпродуктивным явлением на пути сближения Церквей, потому что такого рода присоединение части верующих к Латинской Церкви, напротив, отдаляло восточное христианство от западного. В упомянутом третьем сочинении он предлагает несколько способов возвращения униатов в Православную Церковь. Вероятно, наиболее оригинальный совет, адресованный Святейшему Правительствующему Синоду, заключался в том, чтобы направлять в районы, где проживало много греко-католиков, образованных православных священников с высокой репутацией, которые могли бы своим примером, своей проповедью убедить униатов в истинности православного вероучения.
- Что он считал недопустимым в деле воссоединения греко-католиков с православием?
- Архиепископ Евгений был своего рода новатором в православном богословии, он сформировал концепцию религиозной толерантности, будучи движим духом европейского Просвещения. Этому вопросу он посвятил отдельное сочинение («Трактат о религиозной толерантности»), которое было издано в 1773 году. Идеи этого сочинения были также озвучены в сочинении 1793 г. («Записка... о лучшем способе воссоединения униатов с Православной Церковью»), посвященному проблеме унии, в котором он резко критикует любые формы насилия по отношению к инакомыслящим, в том числе к униатам.
- Какое влияние оказал архиепископ на религиозную политику Екатерины Великой, и какие из его советов императрице оказались невостребованными?
- Надо сказать, что религиозная политика Екатерины II – это достаточно деликатный вопрос. Не до конца еще изучены ее мотивы и логика обращения с униатами. Насколько мне удалось понять этот вопрос, архиепископ Евгений сыграл очень важную роль в формировании ее политики после второго раздела Речи Посполитой. До этого события Екатерина проявляла очень большую нерешительность по отношению к униатам. Она запрещала православным епископам принимать даже тех униатов, которые сами изъявили желание перейти в Православие. Похоже, что ее мнение по этому вопросу кардинально изменилось в 1792 г. Это было обусловлено влиянием двух политических факторов. Одним из них была революция во Франции, которая вызвала большой страх в царском дворе и привела к реакционным политическим решениям, главным образом к пресечению потока либеральных политических идей и настроений с Запада. Второй политический фактор – восстание в Польше в 1793. Екатерина начала опасаться, что униатские священники могут способствовать распространению недовольства по отношению к российским властям и возбуждать в народе симпатии к польским властям. В результате она решила взять курс на ликвидацию унии на территории Российской империи, однако, мирным путем.
Фёдор Рокотов «Портрет Екатерины Великой»
Источник: Wikimedia Commons
Одним из тезисов моей работы является утверждение о том, что архиепископ Евгений сыграл важную роль в мирном решении этого вопроса: с одной стороны, он предложил православное понимание проблемы унии, с другой стороны он убедил Екатерину не применять насилие. В данном случае архиепископ оказал очень большое влияние на действия императрицы. Что касается советов, которые не получили отклика в политике Екатерины, это были его образовательные идеи. Владыка Евгений предложил создавать школы, где могли бы вместе учиться и православные, и униаты. Ранее еще будучи архиепископом в Полтаве, он обратился в Синод с ходатайством создать семинарию, но эта просьба тоже не была услышана.
- Что архиепископ думал о возможности созыва Вселенского Собора в XVIII в. для решения проблемы разделения православных и католиков?
- С одной стороны, владыка подчеркивал, что Вселенский Собор является главным инструментом в решении вопроса раскола Церквей. С другой стороны, он мыслил созыв Вселенского Собора в парадигме византийской модели отношения Церкви и государства, когда Вселенские Соборы были созываемы византийскими императорами. В одном из своих сочинений он пишет о том, что инициатива Вселенского Собора должна исходить от светских властей. Также он указывал на то, что политическая ситуация и настроения в обществе не способствуют созыву Вселенского Собора, что является маркером настроения и зрелости Церкви в его эпоху, когда такой Собор понимался как нечто утопическое и нереальное.
- В чем, по мнению владыки, состоят главные расхождения православной и католической традиций?
- Главным расхождением, камнем преткновения к воссоединению Церквей архиепископ Евгений видел католический догмат о первенстве папы Римского. Он считал, что Католическая Церковь в каноническом плане должна сохранять статус-кво первого тысячелетия, когда Церковь была управляема соборно. По его мнению, Церковь не приемлет какую-либо монархическую систему управления. С принятием догмата о первенстве папы Вселенские Соборы оказались подотчетными одному человеку, что является совершенно инородным для восточно-христианского сознания и для православной экклесиологии. В Церкви высшим органом власти может обладать только Вселенский Собор, в то время как Римско-Католическая Церковь надстраивает еще один орган – римского епископа.
«Архиепископ Евгений был своего рода новатором в православном богословии, он сформировал концепцию религиозной толерантности, будучи движим духом европейского Просвещения».
- В каких еще сферах церковной деятельности и богословия значимо проявил себя архиепископ Евгений (Вулгарис)?
- Надо сказать, что архиепископ Евгений не просто так оказался в России. Он преподавал многие годы в Греции в разных греческих школах, однако, из-за интриг своих оппонентов вынужден был уехать из Османской империи. Греческое общество, как и всякое православное общество, будучи по своему духу консервативным, не было готово принять его новаторские идеи и новые подходы в образовании. Если разделить его карьеру на два периода, то надо сказать, что в первый период его карьеры наиболее успешным проектом была афонская академия «Афониада», в которой он преподавал в течение 8 лет. За эти годы число студентов выросло от 20 до 200. И после его ухода эта школа оставалась на плаву еще какое-то время. Владыка Евгений оказал огромное влияние на греческую мысль. Он был хорошо знаком с современными ему философскими течениями, и питал особый интерес к немецким рационалистам Вольфу и Лейбницу. Через преподавание в афонской академии, через переводы и свои собственные сочинения он познакомил греческий мир с идеями европейского Просвещения. Однако, он не был простым транслятором западных идей. Главные постулаты Просвещения, такие как отрицание авторитетов, утверждение разума как единственного критерия истины и требование неограниченной свободы мысли оказались для него проблемными. Эту проблему он разрешил через установление эпистемологических границ между философией и богословием. А именно, он утверждал, что тайны Божественного Откровения, христианские догматы превосходят границы человеческого познания, поэтому эта область должна оставаться закрытой для какого-либо философского анализа.
Нельзя умолчать о его служении в качестве архипастыря во второй период его жизни. После освоения Россией северо-причерноморских земель архиепископ Евгений был поставлен на Славянскую и Херсонскую кафедру с резиденцией в Полтаве. Здесь он вновь проявил свои академические качества. Как уже было отмечено, он пытался создать семинарию в Полтаве, которая, однако, не получив должного финансирования и признания, сохранила статус училища. Но, наверное, самым знаковым событием в его архипастырском служении была попытка вернуть наименее радикальных старообрядцев в лоно Церкви – дело, которое было успешно закончено его приемником и земляком, архиепископом Никифором (Феотокисом). Еще хотел добавить, что он был одним из идеологов создания греческой гимназии в Петербурге, которая должна была обучать учеников из среды греческих иммигрантов, которые оказались на территории Российской империи в результате русско-турецкой войны, но этот проект не был осуществлен. Его просветительская деятельность в России была ограничена в силу объективных обстоятельств, в том числе и тем, что он плохо владел русским языком. Некоторые его сочинения, написанные на греческом, были затем переведены на русский язык. Стоит также отметить, что императрица Екатерина II видела в архиепископе своего агента в греческом мире. Он был своего рода транслятором екатерининской политики на Запад, отстаивал ее идеи Просвещения.
Ссылки:
[1] Материалы, подготовленные по итогам интервью с афонским старцем Никоном доступны по ссылкам:
https://jesus-portal.ru/life/video/golos-afona/anons/
https://jesus-portal.ru/life/video/golos-afona/molitva-v-miru/
https://jesus-portal.ru/life/video/golos-afona/razvelsya-v-monastyr/
[2] Более подробно узнать о жизни и деятельности архиепископа Евгения (Вулгариса) можно из материалов статьи проекта «Православная энциклопедия»