Амбидекстр – значит гений?
Правда и ложь о людях, которые одинаково владеют обеими руками
Правша вы или левша, не важно. Абсолютное большинство людей каким-то неведомым, предопределенным свыше образом избирает одну из двух одинаково прекрасных рук. Лишь одна становится «любимой». Еще с древних времен люди задумывались об этом «странном» стечении обстоятельств и задавались вопросом: что будет, если научиться одинаково ловко пользоваться левой и правой рукой? Так, Аристотель пришел к выводу о том, что оценка правой руки как лучшей во многом условна и основана на обычае. «В наших силах иметь две правые руки, если мы приучим себя к этому»[1], – писал он. А, может быть, — размышляли древние философы, – правильно воспитывая детей, мы могли бы добиться того, что они научатся в совершенстве владеть как левой, так и правой рукой и, значит, будут более приспособленными к жизни, будут более гармоничными и талантливыми? Платон в «Законах»[2] выступал против постулата о разнице между правой и левой рукой, говоря, что кормилицы и матери делают человека по сути «одноруким». Действительно ли это так? Является ли человек амбидекстром от природы? Можно ли развить в себе таланты, тренируя неведущую руку? Способнее ли других ребенок, который берет ручку то в правую, то в левую руку?
Кто такие амбидекстры?
Сначала давайте определимся с тем, кто такой амбидекстр. Этимологически это слово обозначает человека с двумя «правыми руками» – от латинского dexter – правый, ловкий, добрый, счастливый. Также есть и противоположное понятие – амбисинистр — от латинского sinister – левый, злой; то есть это человек, который обладает двумя неумелыми «левыми» руками. Понятия эти появились гораздо раньше, чем у ученых появилась возможность исследовать функциональную асимметрию мозга, поэтому неудивительно, что амбидекстрия всегда занимала умы, прежде всего, философов, мыслителей и литераторов. А они, в свою очередь, создали вокруг этого явления определенный ореол таинственности и даже романтики, который и по сей день не рассеивается.
А вы проверяли себя на гениальность?
Предположим, вы не представляете, кто такие амбидекстры и, услышав это слово, отправляетесь в интернет. Вводите в любую поисковую систему запрос «амбидекстр». Помимо сухой и лаконичной статьи в Википедии на первом месте, в списке откроются тысячи копирайтерских материалов об удивительных амбидекстрах, сотни тестов на то, чтобы проверить себя на «гениальность», выявив у себя способности к амбидекстрии; более двух тысяч видео на эту тему предложит Яндекс, в социальных сетях группы амбидекстров насчитывают тысячи участников. Среди всех этих ресурсов в интернете встречаются и школы, предлагающие программы по «развитию мозга» через обучение письму и рисованию левой рукой. И это не дань моде, а идущая из глубины веков традиция, отчасти преломленная под влиянием современных ценностей и взглядов.
Мотивы мыслителей прошлого отличаются от мотивов фольклорного копирайтинга настоящего лишь эгоцентричностью. Если в XIX веке философы и публицисты искали объекты для претворения своих идей в жизнь, взывая к тому, чтобы по-новому воспитывать и обучать детей, обеспечивая в перспективе залог будущего счастья своего народа или даже всего человечества, то сейчас каждому предлагается открыть или развить в себе гениальность. Если на пороге XX века родители могли убеждать своего ребенка в том, что он амбидекстр, лишь для того, чтобы в школе он мог казаться хоть немного «нормальным» (левшей тогда считали неполноценными), то сейчас наблюдается другая тенденция. Родители активно ищут в своем ребенке одаренность и порой боготворят, совсем его не ограничивая. Хорошо это или плохо, кто знает… Время покажет. А пока давайте перенесемся в прошлое и посмотрим, как в разные эпохи развивались идеи об амбидекстрии.
«Классическая» амбидекстрия
Среди мыслителей XVIII – XIX веков существовало настоящее движение, идущее вразрез с традиционными представлениями об иерархии правой и левой руки. Рассуждая о том, что разница между правой и левой рукой обусловлена не природой, а действием социальных привычек, философы провозгласили амбидекстрию в качестве цели, к которой стоит стремиться каждому человеку. Жан Жак Руссо, Ксавьер Биша, Жак Бартелеми Сальг, Жозеф-Ахилл Конт единодушно писали в своих работах о том, что формирование привычки пользоваться какой-то одной рукой неестественно для природы и физиологии человека. Дидро идет дальше, говоря, что «тирания предрассудков» заставляет человека «с первых лет жизни отказываться от природной склонности к амбидекстрии и приносить в жертву левую руку, которая слабеет от бездействия»[3].
Это идейное течение парадоксально соседствовало с гонениями и переучиванием левшей. Правда здесь речь не шла о том, чтобы дать право леворуким пользоваться их ведущей рукой. Просветители стремились восстановить права левой руки у правшей, поскольку видели практический смысл в формировании амбидекстрии – левая рука должна помогать человеку выживать и быть более эффективным. А для того, чтобы дать возможность развиваться левой руке у правшей, теоретики предлагали «привязывать правую руку», чтобы левая могла получить «недостающую ей жизненную силу». В этих словах мы видим удивительное совпадение с воспитательно-«карательными» методами этой эпохи по переучиванию левшей на правшей. Какими бы высокими ни были порывы вырваться из пут, ограничивающих человеческое развитие и приспособляемость, мыслители XVIII-XIX столетий ничем не отличались от «темных», на их взгляд, учителей и проповедников, провозглашающих «истинность» правой руки. Как красноречиво пишет об этом социокультурном явлении Пьер-Мишель Бертран, «вместо того, чтобы привести человека к сияющему будущему, где он будет наделен всевозможными талантами, как о том мечтает кучка безответственных утопистов, культура амбидекстрии может вызвать к жизни невиданную социальную категорию — скрытых правшей»[4].
«Романтический» сверх-амбидекстр
«Культура амбидекстрии» как социальное течение зародилась в Англии, когда писатель и журналист Чарльз Рид в 1878 году написал серию статей под заголовком «И грядет Человек». «Новый человек будет амбидекстром, – писал он, – не просто правшой или левшой, но человеком, вырвавшимся из той птичьей клетки, где матери, кормилицы и гувернантки с их языческими считалочками и глупыми предубеждениями против левой руки; в общем, это будет человек физически гармоничный, как его и задумал Господь»[5].
Преемник Чарльза Рида, Джон Джексон продолжил поиски нового человека, «человека, который наслаждается полнотой своего бытия и примиряет после многих веков бесплодного антагонизма левую и правую руку, а соответственно левое и правое полушария мозга, удваивая свой физический и интеллектуальный потенциал»[6]. В 1900 году в журнале British Medical Journal появились призывы к «повсеместному принятию амбидекстрии»[7]. А в 1905 году Джон Джексон основал Культурное общество амбидекстрии. Процитирую три правила и девиз этого общества:
- Две идеальные руки, в равной степени умелые, лучше, чем одна.
- Левая рука может и должна использоваться с большей ловкостью.
- Подобное умение принесет много выгод индивидууму и будет весьма полезна для общества.
Справедливость и равенство левой руке![8]
В конце XIX века амбидекстрия казалась по ту сторону добра правой руки и зла левой. Это понятие воплощало идеи «золотой середины», равенства и умеренности. И неудивительно, что расцветшая буйным цветом мода на амбидекстрию в начале XX века заставила школьных учителей давать детям специальные упражнения на развитие обеих рук, писателей рисовать образы ловких на обе руки героев, а режиссеров до сих пор снимать фильмы, где часто мелькают гениальные ученые, способные одновременно решать на доске перед аудиторией разные задачи — одну левой рукой, другую — правой.
Однако, как и другие утопии конца XIX – начала XX веков, «эгалитарная» утопия амбидекстрии вскоре была развенчана нейрофизиологами, которые поставили под сомнение культ человека «двурукого». Ученые пришли к простому выводу, что именно асимметрия является отличительной чертой человека от животного, а «псевдоравенство амбидекстрии противно законам природы». Действительно, если обратиться к национальному корпусу языка (НКРЯ), то семантически слово амбидекстр относится прежде всего к животному, а потом уже и к человеку с одинаково развитыми полушариями мозга «и, соответственно, с одинаковой степенью владения левой и правой руками (лапами), без выраженного доминирования одной из них». Таким образом, амбидекстрия, полагают ученые, – это естественное состояние животных, а также человеческих младенцев вплоть до момента определения их сенсомоторных предпочтений.
Все эти выводы будто бы рука об руку шли с новыми идеями об «амбивалентности личности и культуры», выдвинутыми З. Фрейдом и развитые К. Юнгом, которые вплотную подошли к мысли о том, что человеку вовсе не нужны совершенство и движение к «сверх-состояниям».
Само явление идеализации амбидекстрии за рубежом теперь называют «the ambidextrity craze» (безумие амбидекстрии), а по поводу движения Джона Джексона и единомышленников довольно резко высказывались негативные суждения. Например, Крайтон-Браун в 1907 году в своей книге «Праворукость и наклон влево» писал: «В самом движении во имя амбидекстрии я различаю все то же искаженное суждение, которое составляет мимолетная прихоть. Те, кто выступал за амбидекстрию, до этого пропагандировал вегетарианство, они же ходят без шляп, отказываются от прививок или подчиняются любой другой нелепости»[9].
В послевоенные годы идеи о развитии амбидекстрии и вовсе отошли на задний план, став не более чем анахронизмом. Однако любая мода имеет свойство возвращаться. Так и в наше время амбидекстрия снова начала вызывать интерес. В начале XXI века в отношении к амбидекстрии появились новые тенденции – желание добавить сверхъестественности и метафизики. Амбидекстрия стала подаваться в паре с эзотерическими понятиями о детях «индиго», то есть детях «нового вида», идеи о приходе которых расцветали на рубеже прошлого и настоящего века[10].
С одной стороны, сменяются столетия, а восхищение амбидекстрией и желание ее развивать все еще живет в сознании человечества. И это понятно – во все времена человек отличался любопытством и стремился найти способы выйти за пределы своих возможностей, поэтому развитие второй, менее умелой руки всегда казалось чем-то открывающим новые горизонты. С другой стороны, на данный момент можно найти немало исследований на тему функциональной асимметрии мозга. И хоть явлению амбидекстрии на фоне более изученного левшества отводится не столь большое внимание в нейропсихологии, из-за чего порой оно является предметом антинаучных споров, все же можно найти объективные данные современных исследований. Что же в них говорится?
Амбидекстрия — это временно
По данным нейрофизиологов, с рождения и примерно до возраста 2-4 лет, когда мозг ребенка растет невероятно быстрыми темпами и колоссально изменяется, невозможно определить четкие проявления асимметрии мозга: «Экспериментальные данные показали, что у детей до 3 лет нет еще строгой доминантности левого полушария по речи и функции полушарий взаимозаменяемы»[11]; «…на начальных этапах постнатального развития оба полушария в функциональном отношении обладают равными потенциальными возможностями и способности правого полушария к освоению речи примерно до 2-4 лет приравниваются к уровню возможностей левого полушария»[12].
То есть тезисы о том, что человек рождается амбидекстром, на самом деле, имеют основания. Но остается ли он им?
Если не вмешиваться в естественный ход развития ребенка, то рано или поздно он определится с тем, какой рукой ему удобнее работать. Иногда это происходит позже, чем в четыре года. Процесс может затянуться до 8 лет, а порой и до 11-12. Вплоть до пятого-шестого класса ребенок может проявлять черты амбидекстрии, постепенно начиная отдавать предпочтение одной из рук – чаще правой – и далее пишет исключительно ей, а способность писать другой рукой угасает. Выбор правой руки, вероятнее всего, обоснован «левополушарным» обучением в школе и необходимостью приспособиться к реалиям праворукого мира[13]. Действительно, если ты не знаешь, какая из твоих рук сильнее и умелее, логичнее развивать ту, которой действовать как минимум удобнее. Как бы то ни было, для ребенка состояние амбидекстрии – временно.
Действительно ли амбидекстры талантливее своих сверстников?
В сети можно найти немало упоминаний об удивительных способностях маленьких амбидекстров. Но вместе с тем повсеместно признается факт того, что амбидекстрии сопутствуют синдром дефицита внимания и гиперактивность, в некоторых исследованиях амбидекстрия считается симптомом задержки психического развития.
Если дошкольник никак не может определиться с тем, какой рукой писать, рисовать и есть, постоянно перекладывает карандаш или ложку из одной руки в другую – это не повод беспечно радоваться тому, что в семье растет одаренный ребенок. Конечно, он еще проявит себя в будущем, а пока родителям первым делом стоит обратиться к детскому нейропсихологу, поскольку развивающегося дольше своих сверстников ребенка с неопределенным доминантным полушарием в начальной школе будут ждать серьезные трудности. Трудности, которые будут влиять и на его самооценку, и на эмоциональное развитие.
Детям, проявляющим амбидекстрию, невероятно трудно учиться в общеобразовательных школах – часто амбидекстрия становится причиной нарушений в поведении, дислексии, дисграфии, задержки речевого и психического развития и прочих неврологических проблем.
Кажется, что жизнь этих детей, да и их родителей, погружается в какой-то бесконечный хаос. Им никак не удается совладать со своей неусидчивостью или сконцентрироваться на одной задаче, они с трудом пишут и быстро утомляются. Все усугубляется, когда родители и учителя начинают их ругать, унижать и пытаться заставить этих бедных малышей заниматься еще больше. Дальше, как по цепной реакции, ребенок теряет интерес к получению новых знаний, включаются проблемы со здоровьем и адаптацией в школе, а родители не могут взять в толк, почему же их ребенок настолько неуспешен в обучении.
Явление амбидекстрии еще и амбивалентно. Как заявляет в своей диссертации Евгения Анатольевна Бойко, «наличие амбидекстрии не может рассматриваться только как негативное или положительное явление. Вероятно, что наличие амбидекстрии у учащихся в начальных классах затрудняет психическое развитие и, как следствие, препятствует эффективному обучению. В то же время в более старшем возрасте (6-8 классах) амбидекстрия может выступать в качестве фактора, позволяющего более успешно обучаться и способствующего более высоким темпам психического развития»[14].
Вот так этот ребенок, отстававший в младшей школе, может неожиданно для всех получить 100 балов на ЕГЭ после 11 класса.
Среди детей младшего школьного возраста амбидекстров насчитывается куда больше, чем их можно встретить среди взрослых[15]. Этот факт объясняется тем, что черты амбидекстрии свойственны детям с задержкой развития и со временем все дети более или менее сравняются. Амбидекстрия у взрослых – явление приобретенное, которое формируется после многолетних тренировок.
Двурукие художники
Но как же быть с удивительными художниками, которые удивляли всех своей способностью писать картины как правой, так и левой рукой? Это тоже мифы? Нет, такие художники не вымысел. И это не только Леонардо да Винчи. Фамилии многих из них совсем не на слуху: Амико Аспертини (ок. 1475-1552), Мишель Серре (1658-1733), Эдвин Лансиер (1769-1852) Грандвилль (1803-1847), Адольф Менцель (1815-1905), Доминик Паперти (1815-1849) и другие. Исходя из воспоминаний современников, все они обладали необычайным даром виртуозно рисовать обеими руками; кто-то разделял между руками обязанности – например, левой художник рисовал наброски, а в правую руку брал кисть; кому-то казалось удобно в одной руке держать кисть со светлой краской, в другой – с темной; некоторые из художников удивляли тем, что могут рисовать разные рисунки правой и левой рукой одновременно. Всех этих художников объединяло то, что от природы они были левшами. Амбидекстрами они становились не по собственной воле, но эта способность явно была по душе художникам. Так, некоторые из них считали важным оставить на картине не только автограф, но и пометку о том, что написана работа двумя руками: «Luca Cambiagio dipingieva con due mani».
Так ли важно левой руке стремиться стать такой же виртуозной, как и правой? Может, стоит оставить ей удел помощницы на подхвате? Ну, а если вы художник, почему бы не попробовать сделать набросок левой рукой – возможно, он окажется куда более непосредственным и живым, чем рисунок правой. Для этого не нужно записываться в школы развития мозга, тренировать левую руку и становиться амбидекстром. К слову, некоторые современные художники с целью добиться особенных эффектов рисуют и ногой.
Пьер-Мишель Бертран писал о левшах, ставших амбидекстрами, следующие красноречивые строки: «С малых лет принуждаемые сдерживать свои природные наклонности и приспосабливаться к царящим в обществе правилам, многие из них стали столь же ловко управляться и правой рукой. Словно иммигранты, которые одинаково бегло говорят на двух языках, родной страны и той страны, в которую они уехали, скрытые левши – по крайней мере самые одаренные среди них – становились носителями двойной культуры. <…> Именно это качество позволяло им, несмотря на все предубеждения и враждебность, с которыми они сталкивались ежедневно, добиваться настоящего успеха».[16]
Очевидно то, что правая рука от природы леворуких художников тренировалась с малых лет, и удивительное владение обеими руками – результат многолетних истязаний. Вторая рука поддается тренировке – это неоспоримый факт. Известны случаи, когда, потеряв правую руку, правши становились левшами-«поневоле», или сцеволами, и порой становились не менее успешными, чем прежде. В мозге каждого человека заложена программа компенсации угнетенных функций и максимально успешного устранения неполадок – мозг человека пластичен, однако попытки выйти за пределы установленной Творцом гармонии может привести к неожиданным и порой плачевным результатам.
Из биографии Роберта Шумана (1810-1856) известен один неоднозначный факт, о котором пишет Пьер-Мишель Бертран: «Пытаясь добиться виртуозного мастерства, молодой пианист разработал технику, в которой механическим путем блокировался средний палец правой руки, чтобы лучше разрабатывать остальные. К несчастью, подобные тренировки привели к тому, что осенью 1831 г. правая рука музыканта была парализована»[17]. Только попробуйте вообразить, насколько энергозатратным для мозга были подобные эксперименты!
Тренировка любых новых навыков заставляет мозг создавать новые нейронные связи и тратить при этом колоссальные ресурсы. С каждой новой натренированной функцией, какая-то старая и неактивно используемая функция отодвигается на задний план и постепенно отмирает. В человеческом организме продумано все до мелочей, поэтому тратить ресурсы на то, что не нужно для выживания, мозг не станет. А слишком большие требования к себе всегда оборачиваются не в твою пользу. Поэтому, прежде чем что-либо тренировать, стоит несколько раз задуматься о том, насколько это важно и почему так хочется что-то в себе изменить. И, возможно, пять раз задать себе вопрос «Почему?», как это предлагал делать Сакити Тойода. Вдруг желание стать амбидекстром выходит из катастрофически низкой самооценки?
Действительно ли у правшей левая рука ничем не занята?
А теперь давайте отвлечемся от всей этой истории, и подумаем, действительно ли левая рука, если ты правша, бездействует? Какой рукой вы жестикулируете? Голосуйте в нашем опросе.
[1] Аристотель, XXXI:13.
[2] Платон, «Законы», VI, 794d—795-a.
[3] Дидро, д’Ламбер, «Энциклопедия», статья «Рука», т. IX, 1765.
[4] П.-М. Бертран. Зеркальные люди. История левшей. - М.: Новое литературное обозрение, 2016. - С. 191.
[5] Ч. Рид, «И грядет человек», 1878. Цит. по: П.-М. Бертран. Зеркальные люди. История левшей. - М., 2016. - С. 188.
[6] Дж. Джексон. Амбидекстрия, или Двурукость и двуразумность. Аргумент в защиту естественного развития и рационального воспитания. - Лондерс, 1905. Цит. по: П.-М. Бертран. Зеркальные люди. История левшей. - М., 2016. - С. 190.
[7] Е.Н. Смит и Ф.Р.К.С. Амбидекстрия: призыв ее повсеместному принятию». Британский медицинский журнал, 1 сентября 1900. Цит. по: П.-М. Бертран. Зеркальные люди. История левшей. - М., 2016. - С. 189.
[8] Приводится в: М. Бурли «Книга левшей». Цит. по: П.-М. Бертран. Зеркальные люди. История левшей. - М., 2016. - С. 190
[9] Цит. по: П.-М. Бертран. Зеркальные люди. История левшей. - М., 2016. - С. 191
[10] Идеи о приходе «новых детей» пришли в Россию в 2000-х годах с книгами авторов Ли Кэрролл и Джен Тоубер.
[11] Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Белов И.М., Блинова М.М., Утянова Т.А. Функциональная асимметрия мозга и её связь с развитием речи у детей: экспериментальные исследования // Вопросы психологии. № 5. — С. 110.
[12] См. обзор: Денисова З. В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. — Л., 1978.
[13] См: Бойко Е.А. Психологические детерминанты успешности обучения учащихся-амбидекстров в среднем общеобразовательном заведении. 2006.
[14] Бойко Е.А. Психологические детерминанты успешности обучения учащихся-амбидекстров в среднем общеобразовательном заведении. Дис. 2006.
[15] Буякас Т.М., Варданян Б., Гиппенрейтор Ю.Б. О механизмах точных движений руки // Психол. Журн. — 1980. — №1. — с. 93-103.
[16] П.-М. Бертран. Зеркальные люди. История левшей. - М.: Новое литературное обозрение, 2016. - С. 232-233.
[17] П.-М. Бертран. Зеркальные люди. История левшей. - М.: Новое литературное обозрение, 2016. - С. 240.