Седмица 2-я по Пасхе
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
5:21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
5:22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
5:23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
5:24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
5:25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
5:26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
5:27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
5:28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
5:29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
5:30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
5:31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
5:32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
5:33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
Евангелие от Иоанна
6:14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.
6:15 Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один.
6:16 Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю
6:17 и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.
6:18 Дул сильный ветер, и море волновалось.
6:19 Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались.
6:20 Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.
6:21 Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.
6:22 На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его.
6:23 Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.
6:24 Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.
6:25 И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви́! когда Ты сюда пришел?
6:26 Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
6:27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
Любые попытки без Бога построить рай на земле всегда приводили к еще большим страданиям и еще большему торжеству зла. Вера является духовным и интеллектуальным фундаментом любых человеческих усилий, направленных на то, чтобы улучшить отношения между людьми. Вот почему совершаемое Церковью служение — это не то, к чему можно относиться по остаточному принципу; это самое главное дело, ведь наша борьба идет не против крови и плоти, но против... мироправителей тьмы века сего (Еф. 6, 12). И в этой борьбе мы одержим победу, не потому что мы сильные, — мы слабые; не потому что мы умнее других, — мы часто отнюдь не таковы, — но потому что Христос воскрес и победил диавола и зло.
Хождение по водам
Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир. Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один. Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Дул сильный ветер, и море волновалось. Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли. На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его. Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем. Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса. И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви́! когда Ты сюда пришел? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
Ин. 6:14-27
Читаемый сегодня рассказ о хождении Иисуса по водам является непосредственным продолжением истории с насыщением пяти тысяч пятью хлебами в Евангелиях от Матфея, Марка и Иоанна.
Этот рассказ по своему содержанию перекликается с чудом усмирения бури, как оно изложено тремя синоптиками (Мф. 8:23–27; Мк. 4:35–41; Лк. 8:22–25). В обоих случаях действие происходит на озере, ночью, в непогоду, когда ученики находятся в лодке. В первом случае речь идет о сильной буре, но при этом Иисус находится в той же лодке; во втором случае речь идет просто о волнах и сильном ветре, но Иисуса с учениками нет; в первом случае буря успокаивается благодаря властному слову Иисусу, во втором ветер утихает после того, как Иисус входит в лодку. В первом случае упрек в маловерии адресован всем ученикам, во втором (согласно Матфею) — только Петру. Оба чуда свидетельствуют о власти Иисуса над природой.
Заключительный фрагмент сегодняшнего евангельского чтения подводит к беседе Иисуса о небесном хлебе и представляет собой первую часть этой беседы. Она начинается с рассказа о людях, которые были свидетелями чуда умножения хлебов, а потом видели, как ученики отплыли на лодках без Иисуса. Они не знали, что Иисус ночью пришел к ученикам по воде, а потому искренне удивились, когда увидели Его вместе с учениками в Капернауме.
Иисусу было свойственно переключать внимание собеседника с предметов земных и тленных на реальность иного плана, выходящую за рамки чувственного восприятия. Отталкиваясь от хорошо знакомых собеседнику земных вещей, Он трактовал их как прообразы небесных реальностей, уча слушателя переноситься сознанием от материального к духовному, от тленного к нетленному. Хлеб является символом пищи, а значит, символом жизни. Человек не может не есть: если он не ест, он умирает. Но «не одним хлебом живет человек» (Втор. 8:3). Об этом знали уже в ветхозаветные времена. И Иисус неустанно напоминал Своим собеседникам о том духовном измерении жизни, которое не связано с материальным хлебом, но для поддержания которого требуется своя пища.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИСПОВЕДНИЧЕСКИЙ ПОДВИГ СВЯТОГО ИОАННА НАВКЛИРА
Святой Иоанн Навклир был моряком и служил на острове Кос. Его прозвище Навклир переводится с греческого языка как «боцман». Житие новомученика говорит, что он страдал душевной болезнью. Однажды, находясь в помрачении ума, вызванном болезнью, под давлением мусульман Иоанн принял ислам. Когда он осознал, что произошло, то раскаялся, сбросил чалму и снова надел христианскую одежду. Турки схватили его как вероотступника, подвергли бичеванию и бросили в тюрьму, где, используя уговоры, побои и угрозы, пытались заставить Иоанна признать их веру истинной. Но он отвечал: «Верую в Господа Иисуса Христа и отвергаю вашу веру». Видя непреклонность святого Иоанна, судья после пыток велел сжечь его заживо. Это произошло в 1669 году. Позже в честь новомученика Иоанна Навклира на острове Кос был освящён храм.
ОБЛИЧЕНИЕ ЦАРЯ ИОАННА ГРОЗНОГО БЛАЖЕННЫМ НИКОЛАЕМ
В феврале 1570 года после опустоши‑ тельного похода на Новгород царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая там измену. Приближа‑ ясь к городу, он услышал колоколь‑ ный звон и, умилившись, сказал опричникам: «Иступите мечи о ка‑ мень, да престанут убийства». На одной из улиц города к царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, как на коне, и закричал: «Ива‑ нушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови». Царь приказал поймать юродивого, но тот скрылся. Вскоре блаженный сам пригла‑ сил царя в свою келлию и предложил ему кусок сырого мяса. «Я христианин, – сказал царь, – мяса постом не ем!» Святой ответил: «Ты пьёшь кровь человеческую» – и поучал царя «многи‑ ми ужасными словесы». Но тот не послушал и приказал начать грабёж. «Оставь нас, прохо‑ жий человек, – сказал тогда блаженный. – Если ещё помедлишь, то не на чем будет тебе бежать отсюда». И когда опричники стали снимать со‑ борный колокол, любимый царский конь пал. Испуганный сбывшимся пророчеством, царь остановил грабёж и ушёл из Пскова.