Седмица 3-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
7:14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
7:15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
7:16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
7:17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
7:18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
7:19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
7:20 Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
7:21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
7:22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
7:23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
7:24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
7:25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
8:1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
8:2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Евангелие от Матфея
10:9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10:10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
10:11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
10:12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
10:13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
10:14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
10:15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
Самым первым шагом, который каждый из нас должен сделать, является попытка разобраться в самом себе... Не всегда просто разобраться, ведь мы постоянно оправдываем самих себя. А нужно отказаться от самооправдания, нужно думать и говорить пред лицом Божиим только о самом себе, только о том, в чем ты сам виноват. И только через это проникновение вглубь, в тайники своей души, мы сможем понять и прочувствовать нашу виновность пред Богом и пред нашими ближними. Это трудное дело, требующее напряжения воли и ума. Ведь человеку не хочется возвращаться в то место, где он сделал что-то плохое, или встречаться с людьми, которых он обидел. А возвращаясь мысленно к конфликтам и проблемам, порожденным нашим грехом, мы прикасаемся к тому, к чему прикасаться не хочется. Поэтому всякая внутренняя работа над самим собой требует мужества, требует упования на помощь Божию, требует крепкой молитвы. Потому что без молитвы невозможно придти к полному покаянию.
Наставления о проповеди
Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
Мф. 10:9-15
В наставлении апостолам, которое мы продолжаем читать сегодня из Евангелия от Матфея, Иисус говорит Своим ученикам, что их деятельность должна быть безвозмездной: ни проповедовать, ни совершать чудеса они не должны за деньги. В предыдущем фрагменте Он сказал им «даром получили, даром давайте». В то же время Иисус в сегодняшнем чтении говорит, что «трудящийся достоин пропитания». Это означает, что в награду за свой труд ученики Иисуса могут получать еду и ночлег. Могут ли они принимать денежные пожертвования? Очевидно, да. Это следует из того, что в общине учеников Иисуса был один (Иуда Искариот), который «имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:6). Запрещалось, таким образом, проповедовать или совершать исцеления за деньги, но принимать пожертвования не запрещалось.
Именно на таких принципах христианская Церковь была организована после воскресения Иисуса. Апостолы жестко пресекали любые попытки торговать дарами Божиими, о чем свидетельствует история Симона-волхва (Деян. 8:18–20). При этом они помнили о том, что «Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:14) и занимались сбором пожертвований.
Наставления продолжаются, и Иисус дает ученикам ряд практических советов. Эти простые советы указывают, прежде всего, на добровольный характер принятия проповеди апостолов о Царстве Небесном и на то, что каждый человек, слыша эту проповедь, сам делает выбор либо в пользу Царства Божия, либо в пользу мира сего. Выражение «мир дому сему» было, вероятно, обычным приветствием во времена Иисуса, наподобие приветствия «мир тебе», неоднократно встречающегося на страницах Ветхого Завета. Это приветствие обращено к целой семье, и можно предположить, что проповедь апостолов была адресована семьям.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ЖАЛОБА ПРИХОЖАН НА СВЯТОГО СТАРЦА
В Киликии (современная Турция) было селение Мардард с храмом в честь святого Иоанна Крестителя. Священником при храме служил праведный старец. Но жители села как-то пришли к епископу с просьбой забрать у них этого пресвитера, так как «в воскресный день он совершает литургию в девятом часу и не соблюдает установленного чина службы». Епископ, призвав старца, спросил, зачем он так поступает и нарушает устав. Старец ответил: «Поистине так, владыко, и ты справедливо говоришь. Но я не знаю, что мне делать. В воскресные дни от самой полунощницы я нахожусь у святого престола и не начинаю литургии, пока не увижу Святого Духа, нисходящего на престол. Когда же увижу наитие Святого Духа, немедленно совершаю литургию». Епископ поразился его добродетели и, вразумив прихожан, отпустил их с миром и хвалой Богу.
ПРЕПОДОБНЫЙ ИУСТИН (ПОПОВИЧ) О СЛОВЕ БОЖИЕМ
В чём заключается разница между Словом Божиим и словом человеческим? В том, что Слово Божие обладает жизнодательной силой Божией; эта сила дает жизнь всему существующему. Слово Божие обладает творческой силой: оно создало солнце, звёзды, землю, животных, птиц и весь видимый мир. Одновременно эта сила создаёт и духовный мир, небесных существ, и даёт жизнь. Как? Поскольку Сам Господь Иисус Христос есть воплощённый Бог Слово, и в Нём заключены творческие и жизнодательные силы. Он Словом Своим воскресил мёртвого Лазаря, умершую дочь Иаира, сына вдовицы Наинской! Он Словом изгонял бесов! Он Словом лечил прокажённых и многих других, одержимых разными немощами. Его всесилие заключено в каждом Его божественном слове! Его Слова имеют вечную силу, поскольку являются Словами Вечного Бога. Его Слово всегда действует и чудотворит главным образом среди верующих в Него. Слово Божие своей плодотворной и претворяющей силой преображает душу, которая начинает приносить плод духовный.