Седмица 1-я по Пятидесятнице. Троицкая седмица
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
5:8 Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света,
5:9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
5:10 Испытывайте, что́ благоугодно Богу,
5:11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
5:12 Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.
5:13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
5:14 Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".
5:15 Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
5:16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
5:17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.
5:18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
5:19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
Евангелие от Матфея
18:10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
18:11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
18:12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?
18:13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.
18:14 Та́к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.
18:15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
18:16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
18:17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь.
18:18 Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе.
18:19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
18:20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Мы можем отказаться от того, чтобы принимать внешнюю энергию солнца. Мы можем загородиться бетонными стенами, мы можем зарыться в землю, мы можем уйти от этого внешнего источника энергии, и если будет так, мы долго не проживем. По этой же аналогии можно судить о том, насколько человек способен огородить себя от энергии Святого Духа. Размышляя на эту тему, святитель Василий Великий говорит, что человеческие страсти так же делают душу неспособной принять благодать Святого Духа, как больной глаз не способен принять солнечный свет. Это сравнение очень точное и очень правильно описывающее роль человека в спасении. Своей силой человек спастись не может – только Святой Дух спасает человека и вводит его бессмертную душу в Божественное Царство. Но подобно тому как мы можем отказаться от пищи, как можем зарыться в пещеру или отгородить себя от лучей солнечного света, так своими страстями и своим грехом мы можем закрыть душу от воздействия благодати Святого Духа, и тогда – никакого Божественного Царства, никакой жизни души.
УСТАВ В МОНАСТЫРЯХ ПРЕПОДОБНОГО ПАХОМИЯ
Среди египетских подвижников, почитаемых отцами монашества, особо известен преподобный Пахомий, основавший Тавенисское общежитие (киновию). Этот подвижник стяжал от Бога дар пророчества и видений Ангелов. Однажды, когда он сидел у пещеры, ему явился Ангел и повелел устроить монастырь, управлять которым следовало по данному Ангелом уставу. Когда преподобный смутился малым числом молитв, положенных инокам по этому уставу (по 12 утром, вечером и ночью с предваряющими псалмами), Ангел ответил: «Я положил столько для того, чтобы и слабые удобно, без отягощения, могли выполнять правило. Совершенные же не имеют нужды в уставе, ибо, пребывая в келлии, они всю жизнь свою проводят в созерцании Бога. Устав дал я тем, у которых ум ещё незрел, чтобы они, выполняя общее правило жизни, достигали свободы духа».
СИНАКСАРЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ О СОШЕСТВИИ СВЯТОГО ДУХА
В тот же день, понедельник Пятидесятницы, совершаем празднование Самому Всесвятому, Животворящему и Всемогущему Духу, Одному из Троицы Богу, Который равночестен и единосущен Отцу и Сыну и с Ними вместе прославляется. В самый день Пятидесятницы Он сущностным образом сошёл на апостолов в горнице, где те пребывали, и опустился на каждого из них в виде огненных языков. Но ради чести Святого Духа божественные отцы, всё превосходно устроившие, назначили празднование Ему и отдельно, и в самую Пятидесятницу. В виде же языков Дух сходит для указания, что Он Живому Слову сродни или потому, что апостолам предстояло учить и обращать народы чрез слово. А в виде языков огненных – потому что Бог есть огнь поядающий, и ещё – ради очищения; в виде же языков разделяющихся – по причине разделения дарований. И как некогда знавших один язык разделил Он на многие языки и смешал их, так и ныне знающих один язык на многие разделил, чтобы из людей тех языков собрать всех, до краёв вселенной рассеянных.