Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
20:11 А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
20:12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
20:13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
20:14 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
20:15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
20:16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!
20:17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
20:18 Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.
Деяния святых Апостолов
16:16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
16:17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
16:18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
16:19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
16:20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
16:21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
16:22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
16:23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
16:24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
16:25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
16:26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
16:27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
16:28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
16:29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,
16:30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
16:31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
16:32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
16:33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
16:34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
Евангелие от Иоанна
9:1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
9:2 Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
9:3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
9:4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
9:5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
9:6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
9:7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
9:8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9:9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
9:10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
9:11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
9:12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
9:13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
9:14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
9:15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
9:16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
9:17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
9:18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
9:19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
9:20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
9:21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.
9:22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
9:23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.
9:24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
9:25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
9:26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
9:27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
9:28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
9:29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
9:30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
9:31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
9:32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
9:33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
9:34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
9:35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
9:36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
9:37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
9:38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Мы знаем, что голос совести работает в каждом – в одном сильнее, в другом слабее. Мы знаем, что голос совести заглушить можно, потому что он уж больно травмирует, он больно мешает жить, исчезает комфорт, покой. Если совершил человек что-то злое, Божий голос внутри него – голос совести – мешает ему быть спокойным. Современные люди научились этот голос тушить, у них есть свой «огнетушитель» – либо пьянство, либо наркотики, либо самовнушение, в основе которого сравнение себя с другими людьми: я что, хуже других, что ли? Если так легко заглушить голос совести, то что может помочь его сохранить? И здесь мы говорим: вера православная, наша вера. Она помогает сохранить понимание закона Божиего, потому что он не только там, в душе, написан, он еще и буквами написан. Откроешь Евангелие, прочитаешь и соприкоснешься с этими обжигающими словами…
Исцеление слепорожденного
И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Ин. 9:1-38
Читаемый сегодня рассказ об исцелении слепорожденного сопровождается глубоким богословским комментарием. Он является иллюстрацией к теме, на которой акцентирует внимание апостол Иоанн: Господь есть свет миру (Ин. 9:5). И это значит, что Он привел людей в мир для того, чтобы они видели свет и приобщались к нему.
Есть свет, который мы видим, когда поутру встречаем новый день, когда восходит солнце; есть свет, который мы зажигаем в домах, когда за окном наступают сумерки. Но есть и свет нерукотворный – тот Божественный свет, который невозможно возжечь никакими нашими средствами и усилиями, ибо его возжигает Сам Господь. Этот свет, невидимый глазу, узревается очами души. И когда евангелист Иоанн говорит, что Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1:1–5), это означает, что в Боге нет никакого зла, что Бог просвещает каждого человека, пришедшего в мир.
Бог является Творцом как света зримого, так и Источником света вечного, нетварного, который превосходит возможности естественного восприятия и сияет внутри очищенной от греха человеческой души. К этому Божественному свету на протяжении многих веков приобщались подвижники, святители, преподобные – те, кого Господь удостаивал таинственных видений Божественного света.
Святитель Григорий Богослов в IV веке говорил, что светом является не только Бог, но и вся церковная жизнь: любой церковный праздник, каждое Таинство, всякое событие, которое совершается в Церкви. Сама встреча человека с Богом является встречей с Божественным светом. Божественный свет является, по учению Церкви, нетварным – он есть Божественная энергия. Бог является неприступным и недостижимым в Своей сущности, но в Своих энергиях, в Божественных действиях, открывается нам. И Божественный свет, которым Он озаряет сердце человека, есть та энергия, в которой являет Себя Сам Господь.
Господь отверз очи человеку, никогда не видевшему солнечного света, и он вдруг увидел окружающий мир: деревья, солнце, людей. Но в то же время Спаситель отверз и духовные очи этого человека и, встретив его еще раз, спросил, верует ли тот в Сына Божия. Ибо для того человека было недостаточно увидеть только солнечный свет – ему нужно было исцелиться и от духовной слепоты и встретиться лицом к Лицу с тем светом нетварным, каким является Сам Господь. Иисус Христос при второй встрече отверз исцеленному и духовные очи, чтобы тот уверовал, что Исцеливший его есть Сын Божий.
Таинственным и непостижимым образом Господь отверзает очи тысячам и миллионам людей – не только очи телесные (что, конечно, случается крайне редко), но, прежде всего, очи духовные.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) О СЛУЖЕНИИ МОНАХА МИРУ
В праздничный день в Троицкой пустыни гости, в числе которых было немало сановных, влиятельных лиц, обедали за общим столом с братией во главе с архимандритом Игнатием (Брянчаниновым). Во время обеда один из самых почётных посетителей обратился к настоятелю с категоричным вопросом: «Как согласить, отец архимандрит, ваши обеты монашества с той обстановкой, в которой вы живёте?», указывая глазами на великосветское общество, окружавшее архимандрита. Настоятель не замедлил с ответом: «Очень просто. Оно объясняется послушанием воле государя императора, которому угодно было меня взять из вологодских болот, где я жил в уединённейшем монастыре, и поставить здесь, на перепутье большого света, чтобы говорить вам слово истины настолько, насколько позволят это ваши гнусные приличия света».
СИНАКСАРЬ НЕДЕЛИ О СЛЕПОМ
В этот день празднуем чудо Господа нашего Иисуса Христа, сотворённое над слепым от рождения. Чудо это, подобно бывшему с самарянкой и расслабленным, тоже совершилось при посредстве воды. В Иерусалиме Господь видит слепца, который и родился таким, имея лишь очертания глаз и углубления вместо них. Плюнув на землю, Христос помазал слепому места, где следовало быть очам, и послал его умыться к источнику Силоам, дабы показать, что Он – Тот, Кто при начале бытия взял прах от земли и сотворил человека. Слюной, а не водой воспользовался, дабы ясно было, что благодатная сила – не от воды. Умыться же его понудил, с тем чтобы никто не приписал исцеления тамошней земле и грязи, а к Силоаму отправил ради многочисленных свидетелей исцеления, ибо многих должен был встретить он, когда шёл с очами, грязью помазанными. Некоторые же говорят, что слепой и после омовения не удалил с глаз грязь от смешения слюны с землёй, но сама грязь изменила свою природу таким образом, что образовались очи.