Седмица 27-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
5:22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
5:23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
5:24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
5:25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
5:26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
6:1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
6:2 Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Евангелие от Луки
10:19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
10:20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
10:21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Противление Божией воле присутствует в течение всей человеческой истории и так ярко отражено в Ветхом Завете на примере истории богоизбранного народа. Священная история учит нас: когда мы отвергаем Божественный закон, когда мы отвергаем Богом установленный порядок жизни, мы, идя против Бога, становимся несчастными. Все страдания иудейского народа в то древнее время были прямо связаны с отказом от Божественной воли, от Божественного закона. Золотыми буквами вписаны в Библии эти эпизоды противления Божественному миропорядку и последовавшего за тем наказания Божия, которое являлось не столько выражением некой Божественной силы, сколько Божественной правды, потому что Божественный закон является абсолютным, в нем полнота мудрости и милости. Вот почему апостол и говорит: если вы по духу живете, по духу и поступать должны – в соответствии с Божиим законом, который передается нам со времен Моисея и со времен Господа нашего Иисуса Христа, который запечатлен письменно и отображен в наших сердцах голосом нашей совести.
Радость учеников
Cе, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Лк. 10: 19-21
Ученики Иисуса, вернувшись с проповеди, «с радостью» рассказывали Ему о том, что им повинуются духи (Лк. 10:17). В ответ Иисус говорит слова, которые звучат в сегодняшнем Евангелии: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20).
Исследователи обращают внимание на атмосферу радости, которой пронизано Евангелие от Луки. Из сегодняшнего Евангелия видно, что радость Иисуса становится ответной на радость возвратившихся учеников. Мы видим, как остро Иисус ощущает Свое единство с учениками, как близко к сердцу принимает их радости и скорби. При этом в Его беседе с учениками присутствует Отец, к Которому Он обращается так, как будто для прочих участников беседы Его присутствие было столь же очевидно. Подобную ситуацию мы увидим в последней беседе Иисуса с учениками на Тайной вечере. Там тоже будет много сказано о радости (Ин. 16:19–23), и Иисус тоже прервет разговор с учениками, чтобы вознести молитву Отцу (Ин. 17:1).
Краткие упоминания Евангелистов об эмоциональных состояниях Иисуса свидетельствуют о том, что Он был живым человеком, которому была доступна вся гамма человеческих переживаний.
Откуда Евангелист узнал, что Иисус «возрадовался духом», услышав об успехах Своих учеников? Есть только один способ узнать о настроении человека: по выражению его лица, по глазам, по улыбке. Приведенный рассказ подтверждает не только то, что Иисус умел радоваться, но и то, что эта радость была заметна другим.
Улыбка — это, конечно, не смех. Мы действительно не имеем никаких свидетельств о том, чтобы Иисус когда-либо смеялся. Но на самом деле нет и никаких сведений, что Он всегда сохранял серьезное выражение лица. Воспринимал ли Он смех как порок? По крайней мере, однажды, в речи на равнине, Он упомянул о смехе как награде: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк. 6:21). С другой стороны, в той же речи Он говорит: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6:25). Общий контекст речи позволяет говорить о том, что смех как таковой не был в центре внимания Иисуса в данных изречениях, и если во втором из приведенных изречений смех осуждается, то не сам по себе, а как одна из характерных особенностей жизни по законам мира сего, наряду с богатством и пресыщением.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СТРАДАНИЕ СВЯТЫХ ЗАКХЕЯ И АЛФЕЯ В КЕСАРИИ ПАЛЕСТИНСКОЙ
Святые Закхей и Алфей пострадали в Кесарии Палестинской во время Великого гонения на христиан, учинённого императором Диоклетианом (284–305). Закхей был диаконом в городе Гадара. Алфей происходил из знатной семьи и был чтецом в Кесарии, а также нёс служение экзорциста, имея дар изгнания бесов. Хотя император в 20-й год своего правления объявил прощение многим заключённым, тем не менее многие христиане были осуждены на смерть. Среди них оказались Закхей и Алфей. Закхея доставили к городскому судье и пытали, после чего заключили в темницу. Туда же был приведён Алфей, который проповедовал Христа среди собравшихся посмотреть на казнь и многих отвратил от язычества. Алфея били розгами и терзали его тело железными крюками, а затем заковали. За отказ принести жертвы идолам мученики были обезглавлены.
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИХОДИТЬ В ХРАМ ДЛЯ МОЛИТВЫ
Дабы «возрадоваться Господеви», дабы праздновать праздник Божий, надобно, чтобы человек был в некотором сближении с Богом. Бог всегда близок к человеку по Своему вездесущию, но человек не всегда близок к Богу по своей ограниченности, невниманию, рассеянности, по склонностям и действиям богопротивным. Надобно выйти умом из земных помыслов и воспоминаний, сердцем из забот и пристрастий, телом из работ и дел, чтобы без преград и препятствий приблизиться к Богу, предстать Ему и праздновать в Его присутствии. А вам, которых душа в дни работные глубоко погрязает в делах и работах, а в неработные легко предаётся дремоте праздности, вам настоятельно говорю <…> оставьте позади себя ваши дела, ваши заботы, придите в одно из тех освящённых мест, где всё напоминает, что вы предстоите Богу: где слово Божие глаголет; где Дух Божий дышит; где Голгофская жертва возобновляется; где благодать отверзает объятия молящимся; где Ангелы сослужат тайнодействующим человекам и человеки тайно изобразуют Херувимов.