Седмица 20-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
1:9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
1:10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
1:11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.
Евангелие от Луки
8:16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
8:17 Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
8:18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь.
8:19 И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.
8:20 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.
8:21 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.
Если мы исторгаем из сердца своего страсть, если мы освобождаемся от некоего внутреннего богатства, которое не есть богатство в Боге, мы освобождаем место в сердце Богу. И Бог входит в нашу внутреннюю жизнь, преобразуя нашу жизнь и спасая нас. Невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27). Ну а что происходит, когда мы не уступаем Богу и пяди своей внутренней земли, пяди своего внутреннего пространства? Господь нас покидает. Он предоставляет нас самим себе, и тогда нам невозможно спастись, потому что благодатью мы спасены через веру, как говорит апостол Павел (см. Ефес. 2, 8).
Притча о зажженной свече
Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.
Лк. 8: 16-21
Изречение «Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы», которое встречается в сегодняшнем Евангелии, следует понимать в том смысле, что Иисус открывает Своим ученикам тайны, которые они должны будут открыть людям.
По другому толкованию, эти слова означают, что все тайные дела людей станут в свое время явными. Святитель Феофан Затворник так пишет об этом: «Как бы мы ни прятались с своими худыми делами, им независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет. Что же это за хартия, на которой пишется эта запись? Совесть наша. Заставляем мы ее иногда молчать — она и молчит. Но хоть и молчит, а свое дело делает, ведет самую точную летопись делам нашим».
Слова «Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13:12; 25:29; Мк. 4:25; Лк. 8:18; 19:26) понимаются не как указание на несправедливость Бога, дающего одному и отнимающего у другого, а как описание различной реакции людей на действия Бога.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Хотя эти слова довольно неясны, но они заключают в себе непререкаемую правду. Они означают то, что кто сам желает и старается приобрести дары благодати, тому и Бог дарует все; а в ком нет этого желания и старания, тому не принесет пользы и то, что он имеет, и Бог не сообщит ему даров Своих. „У того отнимется, — говорит, — и то, что имеет”. Это не значит, что Бог отнимает у него, но что не удостаивает его даров Своих. Так поступаем и мы. Когда видим, что кто-нибудь слушает нас рассеянно, и при всех убеждениях наших остается невнимательным, — наконец перестаем говорить, потому что, если мы будем настаивать, то беспечность его еще более усилится. Напротив, кто с ревностью слушает учение наше, того мы завлекаем в разговор и многое ему сообщаем».
Сегодняшнее Евангелие напоминает и о том, что к Богу близки «слушающие слово Божие и исполняющие его». Чтобы выразить, насколько близки такие люди к Богу, Иисус сравнивает их с родственниками, матерью и братьями.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
О СВЯТИТЕЛЕ МИХАИЛЕ, ПЕРВОМ МИТРОПОЛИТЕ КИЕВСКОМ
На богослужении Русской Православной Церкви традиционно поминается святитель Михаил как первый митрополит Киевский – так его именует Иоакимовская летопись. В 989 году он прибыл из Корсуни к равноапостольному князю Владимиру. Русская Церковь нуждалась в деятельном и мудром пастыре. На долю святителя Михаила выпало нелёгкое, но благодатное служение – просвещать новокрещёную Русскую землю. Он ревностно занимался пастырской и миссионерской работой, освящал храмы, поставлял пастырей. В синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он именуется первоначальником. Преставился святитель в 992 году и был погребён в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. Около 1103 года мощи его были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерской Лавры, а в 1730 году, в Успенский храм.
ОБЛИЧЕНИЕ КНЯЗЯ ДМИТРИЯ ШЕМЯКИ ПРЕПОДОБНЫМ ГРИГОРИЕМ ПЕЛЬШЕМСКИМ
В 1434 году князь Дмитрий Шемяка опустошал Вологодскую землю. Несчастные жители бежали из своих жилищ и скитались в лесах, многие умирали от голода. Толпы разорённых людей стекались в обитель Григория Пельшемского, и он помогал им, сколько мог. Видя муки несчастных вологодцев, преподобный сказал Шемяке: «Князь Дмитрий, ты творишь дела нехристианские. Ступай лучше в страны языческие, к людям, не знающим Бога. Христианские вдовы и сироты вопиют против тебя перед Богом. Сколько людей гибнет из-за тебя от голода и стужи. Если ты не прекратишь междоусобия, кровопролития и насилия, то скоро лишишься и славы, и княжения!» Рассерженный Шемяка приказал сбросить Григория с высокого моста на лёд реки. Старец сильно разбился и несколько часов лежал без чувств. Очнувшись, сказал он: «Каков господин, таковы и слуги; но погибнут они, несчастные». Вскоре Шемяка должен был оставить Вологду, разбитый войсками великого князя, а мужество преподобного Григория усилило уважение в народе к нему и его обители.