Седмица 16-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
21:15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
21:16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
21:17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
21:18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
21:19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
21:20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21:21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
21:22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
21:23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? -
21:24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
21:25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Первое послание Иоанна
4:12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
4:13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.
4:14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
4:15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
4:16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
4:17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
4:18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
4:19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
Евангелие от Иоанна
19:25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
19:26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.
19:27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
21:24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
21:25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Когда мы говорим, что Санкт-Петербург – это культурная столица, мы не можем рассматривать его бесценное историческое наследие вне связи с христианством, в отрыве от православной традиции, в рамках которой и созидались красота и великолепие этого города. Я неоднократно говорил о том, что внешне город выглядит как западноевропейский – именно поэтому он удивляет и восхищает многих иностранных туристов. Но этот город никогда не был чужим для русского народа и для России именно потому, что сила Православия одухотворяла все то, что здесь строилось и созидалось. Петербург никогда не был неким приложением к остальной России – он стал ее органической частью и именно потому здесь в течение более чем 200 лет была столица нашей страны.
Вопрос о посте
Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то́ и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
Лк. 5: 33-39
Ответ Иисуса на вопрос о причинах, по которым Его ученики не постятся, иногда толкуют в том смысле, что Иисус отрицательно или пренебрежительно относился к посту как таковому и Сам не соблюдал посты.
Но в ответе Иисуса говорится только о том, что не постятся Его ученики, и ничего не говорится о том, что Сам Иисус не постится. Как мы помним, перед выходом на проповедь Иисус постился сорок дней и сорок ночей (Мф. 4:2). В то же время, предположения, в разное время выдвигавшиеся, о том, что Иисус соблюдал какую-то особую диету или, например, не ел мясо, не находят никакого подтверждения в Евангелиях. Если бы Иисус не ел мясо, Он не принял бы участие в пасхальной трапезе, на которой главным блюдом был запеченный на огне ягненок с горькими травами (Исх. 12:5–8).
В притче, которая следует за ответом, мехами названы кожаные мешки, в которых было принято хранить вино. О том, что вино было частью рациона Иисуса и Его учеников, мы имеем неоднократные свидетельства в Евангелиях. Помимо приведенных выше слов, где Он Сам об этом говорит, основным свидетельством является рассказ о Тайной вечере, на которой Иисус, «взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все». При этом Он сказал: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая», добавив: «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк. 14:23–25; Мф. 26:27–29; Лк. 22:17–18, 20). Вино — легкое и как правило разведенное водой — было основным напитком в Палестине времен Иисуса.
Выражения «новое вино» и «старое вино» указывают на тему соотношения между Новым и Ветхим Заветами, между учением Иисуса и законом Моисеевым. Эта тема доминирует в Нагорной проповеди; она же проходит лейтмотивом через многие другие поучения и изречения Иисуса. Под новым вином, согласно единодушному мнению толкователей — как древних, так и новых — понимается учение Иисуса, под ветхими мехами — те старые формы, которые восходят к закону Моисееву, но оказываются для этого учения слишком тесными.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПРЕПОДОБНОМУ АЛЕКСАНДРУ СВИРСКОМУ
В конце своей земной жизни преподобный Александр решил построить каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. После того как заложили основание храма, преподобный Александр, сидя в келлии, услышал голос, подобный грому: «Се Господь грядет и Рождшая Его». Выйдя, он увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте Пречистую Богородицу. Она держала Младенца Христа на Своих руках, а множество ангельских чинов, блистающих неизречённой светлостью, предстояло Ей. Пресвятая Дева сказала преподобному Александру: «Пришла посетить тебя и посмотреть основание Моей церкви. Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесёт на построение церкви Моей, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит мзды своей. А за то, что молился об обители твоей, всем она будет изобиловать».
СВЯТИТЕЛЬ КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ ОБ ОБЛИВАТЕЛЬНОМ КРЕЩЕНИИ
Ты спрашиваешь, возлюбленный сын, моего мнения относительно тех, которые получают благодать Божию в болезни и немощи: должно ли их почитать законными христианами, когда они не омыты, но только облиты спасительной водой? Мы полагаем, что благодеяния Божии ни в чём не могут быть недостаточны и слабы и что нельзя получить чего-либо меньше там, где с полною верою, и принимающего и подающего, приемлется то, что черпается из божественных даров. В спасительном Таинстве греховные язвы не так омываются, как нечистоты кожи и тела в мирской и плотской бане, где для того, чтобы омыть и очистить всё тело, нужны бывают селитряный цвет с прочими снадобьями, ванна и водоём. Иначе омывается сердце верующего; иначе очищается ум человека чрез заслугу веры. В спасительных Таинствах, в случае крайней необходимости по щедроте Божией, и в сокращении даруется от Господа верующим всё. И потому никого не должно смущать, когда видят, что больные принимают божественную благодать чрез окропление или облитие.