Седмица 19-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
21:15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
21:16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
21:17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
21:18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
21:19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
21:20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21:21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
21:22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
21:23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? -
21:24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
21:25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Первое послание Иоанна
4:12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
4:13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.
4:14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
4:15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
4:16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
4:17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
4:18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
4:19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
Евангелие от Иоанна
19:25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
19:26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.
19:27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
21:24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
21:25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Божественная благодать не может проявить себя в отношении человека, который не готов ее принять. Это случается тогда, когда человек горделиво считает, что у него нет никаких особенных грехов, когда он убежден, что всего добился своими силами, своим могуществом. Господь отступается от таких людей, и очень часто они теряют всё. И происходит так не потому, что Бог жесток, а потому, что такого человека Бог вразумляет, помогая понять простую истину: всё в нашей жизни связано с Промыслом Божиим, с Его попущением или прямой помощью людям.
Исцеление тещи Петра
И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам. Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им. При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их. Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос. Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан. И проповедовал в синагогах галилейских.
Лк. 4: 37-44
В сегодняшнем Евангелии, которое по причине празднования дня Преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова перенесено на завтра, читается рассказ об исцелении тещи Петра (Симона).
Дом Петра в Капернауме, в котором происходило описываемое событие, стал своего рода перевалочным пунктом, где Иисус останавливался, когда возвращался в Капернаум из путешествий: в этом доме проживало по крайней мере четыре человека: Петр, его жена, теща и брат Андрей (Мк. 1:29–30). Возможно, там жили и другие родственники, например, родители или дети Петра (если таковые у него были). Как правило, дом не делился на комнаты: все жили в одной общей комнате, друг у друга на виду. «Представь, каковы были дома этих рыбаков, — говорит Златоуст. — При этом Христос не гнушался входить в их бедные хижины».
В версии Луки не упоминаются Иаков и Иоанн, а о теще Симоновой говорится, что она «была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее» (Лк. 4:38–39).
При сравнении параллельных мест синоптиков, где речь идет о болезнях, было обнаружено то обстоятельство, что Лука употребляет более точные в медицинском отношении термины, чем Марк или Матфей. Например, у обоих Евангелистов сказано, что теща Петра лежала в горячке (Мф. 8:14; Мк. 1:30), а у Луки она была «одержима сильной горячкою» (Лк. 4:38). Упоминая об игле, Матфей и Марк называют ее термином, указывающим на иглу швейную (Мф. 19:24; Мк. 10:25), а Лука предпочитает пользоваться термином, означающим иглу хирургическую (Лк. 18:25). Матфей и Марк (Мф. 9:2; Мк. 2:3) называют расслабленного термином «паралитик», а Лука (Лк. 5:18) использует сходный по значению, но более точный в медицинском отношении термин, звучащий в славянском переводе как «расслабленный жилами». Описание болезни согбенной женщины у Луки также заставляет видеть в нем человека, знакомого с медицинской терминологией и практикой. Известно, что по профессии Лука был врачом (Кол. 4:14).
Выражение Луки «запретил горячке» может указывать на произнесенные Иисусом слова, подобные тем, что Он произносил в других случаях. В повествовании Луки это слово встречается три раза подряд в трех рассказах, следующих один за другим. В рассказе об исцелении тещи Иисус запрещает горячке, и горячка оставляет ее.
У Матфея исцеление происходит через прикосновение Иисуса к руке женщины; Марк говорит, что Иисус поднял ее, взяв за руку. Лука, в отличие от других синоптиков, не упоминает о каком-либо физическом контакте.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СТРАДАНИЕ МУЧЕНИЦЫ АРИАДНЫ ПРОМИССКОЙ
Мученица Ариадна была рабыней Тертулла, правителя города Промиссии в Малой Азии при императоре Адриане. Когда по случаю рождения сына Тертулл совершал торжественное жертвоприношение, святая Ариадна отказалась в нём участвовать. Тертулл разгневался, но, не желая потерять ценную рабыню, не хотел её выдавать до тех пор, пока сограждане не обвинили его в укрывательстве христиан. Желая отвести от себя обвинение, Тертулл повелел подвесить святую Ариадну и строгать её тело железными крючьями, принуждая принести жертву идолам. Затем он позволил ей бежать, но, когда мученице удалось уйти из города, Тертулл послал за ней погоню. Святая Ариадна побежала в горы. По её молитве скала расступилась, и мученица вошла внутрь камня, а её преследователи от страха копьями насмерть изранили друг друга.
СКАЗАНИЕ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ ДЕКАПОЛИТА О ВИДЕНИИ САРАЦИНА
На окраине города Ал-Курум был храм Святого Георгия. Как-то сюда зашёл передохнуть проезжавший племянник халифа и приказал ввести в храм своих верблюдов. Священники, готовившиеся к литургии, просили его не делать этого, но он их не слушал. Лишь ввели верблюдов в храм, они упали замертво. Племянник халифа удивился, приказал выбросить трупы животных, а сам остался в храме. Священники смутились, но начали службу. Во время литургии сарацин увидел, как иерей взял младенца, заколол его, наполнил его кровью чашу и, отрезая части тела его, клал их на тарель. В гневе сарацин хотел убить священника. Когда ему объяснили, что видение было только ему, а остальные видели хлеб и вино, он изъявил желание креститься. По совету священника, не решившегося крестить племянника халифа, тот пошёл на Синай и там принял от епископа сначала Крещение, а затем монашеский постриг с именем Пахомий. По прошествии трёх лет он пошёл во дворец халифа, принародно проклял Магомета, исповедал себя христианином и был убит.