Седмица 5-я по Пасхе
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
15:35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
15:36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
15:37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
15:38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
15:39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
15:40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
15:41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
Евангелие от Иоанна
10:27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
10:28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
10:29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.
10:30 Я и Отец - одно.
10:31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
10:32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
10:33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
10:34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
10:35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,-
10:36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
10:37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
10:38 а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.
Существует тайна человеческой власти, до конца, может быть, и не понимаемая нами. Но у этой тайны есть нравственное и Божественное измерение. Тайна власти обращается во спасение тогда, когда сама власть служит другим. И нет иного измерения власти, только служение. И чем выше человек продвигается по ступеням служебной лестницы, чем больше у него власти, тем должно быть больше внутреннего смирения, тем должно быть выше осознание необходимости свое положение употреблять во благо других людей. Это справедливо не только в отношении тех, кто имеет политическую власть, это справедливо и по отношению к тем, кто имеет экономическую власть. Это справедливо по отношению к богатым людям.
Обвинение в богохульстве
Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец - одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.
Ин. 10:27-38
В сегодняшнем чтении из Евангелия от Иоанна на обвинение иудеев в богохульстве Иисус отвечает неожиданно: «не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?».
Он ссылается на Псалом 81, где речь идет о неправедных судьях: они названы богами в том смысле, что от Бога получили судебную власть, однако этой властью они пользуются неправедно. Казалось бы, какое отношение этот псалом имеет к тому, о чем Иисус спорит с иудеями? На первый взгляд, Иисус лишь ссылается на ветхозаветный прецедент применения термина «бог» к людям, доказывая, что от такого словоупотребления «не может нарушиться Писание». Наиболее существенным моментом, однако, является концепция преодоления онтологической пропасти между Богом и людьми. Бог и люди — не полностью инородны, иноприродны, трансцендентны: как оказывается, между Богом и человеком возможно внутреннее, глубинное единство, выражаемое в единстве воли и действия. Это единство в абсолютном смысле осуществлено в Иисусе Христе — Боге и человеке в одном лице. Сын Божий «по естеству» обладает единством с Отцом. Но к этому единству «по благодати» могут быть причастны и другие люди.
Учение, которое принес на землю Иисус Христос, предполагает принципиально новый характер взаимоотношений между человеком и Богом. Между ними возможна такая степень близости, которая была недостижима даже для самых крупных фигур ветхозаветной истории — Авраама и Моисея.
Беседа Иисуса с иудеями на празднике обновления стала одним из краеугольных камней, на которых построено восточно-христианское учение об обожении человека. Слова из псалма «Я сказал: вы — боги» были одним из наиболее часто цитируемых текстов в трудах Отцов Церкви, когда они говорили на данную тему. От этих слов нить протягивали к рассказу Книги Бытия о сотворении человека по образу и подобию Божию (Быт. 1:26–27) и об искушении Адама и Евы диаволом, сказавшим: «Вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Когда-то искуситель прельстил прародителей, обманув их «надеждой на обожение». Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы открыть людям путь к истинному обожению. «Поскольку человек не стал богом, сам Бог стал человеком… чтобы посредством воспринятого воссоздать дарованное», — пишет Григорий Богослов.
Благодаря соединению людей со Христом в единой Церкви для них открывается возможность восстановить в себе образ Божий, искаженный грехом, и стать богами по благодати. На вершинах святости человек может достичь такой степени богоподобия, при котором, оставаясь человеком, начинает обладать божественными свойствами. Одной из составляющих пути к обожению является причащение Тела и Крови Христа.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ПОУЧЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО АМФИЛОХИЯ ПОЧАЕВСКОГО О ЗДОРОВЬЕ ДУШИ
К преподобному Амфилохию (1894–1971) приезжали юноши, жаловались на душевную тоску, отсутствие сна и аппетита. Старец ставил их среди двора и заставлял класть земные поклоны, поучая, чтобы и дома каждый вечер делали поклоны, не выпивали, не курили, ходили в церковь, соблюдали посты и причащались. Тогда, по его словам, «всі нерви вийдуть» и вернётся здоровье. И прибавлял, что нервы чувствуют боль, но когда болит душа, то это не «нервы расстроены», а бесы мучают, и надо постом и молитвою бороться с ними. Неодобрительно относился старец к телевизионным передачам, которые «спустошують, обкрадають душу». После просмотра телепрограмм человеку не хочется молиться, а если и принудит себя к молитве, то молится только устами, а сердце далеко от Бога. Такая молитва, по мнению старца, только в осуждение.
ОБРEТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ НИКИТЫ НОВГОРОДСКОГО
В 1551 году один благочестивый боярин перед службой в Великую Субботу в Новгородском Софийском соборе задремал и во сне услышал голос, повелевающий ему покрыть гроб епископа Никиты. Боярин очистил гробницу святителя от пыли и сора, возложил на неё покров и, проделав в ней щель, увидел нетленные мощи святителя. Узнав об этом, многие новгородцы приходили смотреть на останки их древнего пастыря и желали их открытия. Наконец, в 1558 году архиепископ Пимен, получив благословение митрополита Макария и согласие царя Иоанна на открытие мощей святителя, увидел во сне мужа с едва приметной бородой и услышал слова: «Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестой епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает мощи мои явить народу». Проснувшись, архиепископ немедленно открыл гробницу святителя и нашёл нетленными не только мощи святого, но и его облачение. Тогда он облачил мощи святого в новые архиерейские одежды и переложил их в новую деревянную гробницу.