Седмица 1-я Великого поста
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
1:2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
1:3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
1:4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
1:5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
1:6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
1:7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
1:8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.
1:9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
1:10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих;
1:11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
1:12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
Евангелие от Марка
2:23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.
2:24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что́ они делают в субботу, чего не должно делать?
2:25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что́ сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?
2:26 как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?
2:27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;
2:28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы.
3:1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
3:2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
3:3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
3:4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
3:5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
«Господи, помоги» – такие простые слова. Мы должны произносить их всякий раз, когда нуждаемся в помощи Божией, произносить так часто, как это бывает необходимо. Этими словами мы устанавливаем связь с Богом, мы к Нему обращаемся. И Он нам отвечает – не всегда, но когда мы достойны этого ответа. В этой связи содержится некий барометр наших отношений с Богом. Если Бог молчит и не отвечает нам, значит что-то неправильно в нашей жизни. Для того и дается нам время покаяния и молитвы, время поста, чтобы мы переосмыслили свою жизнь, чтобы мы могли раскаяться в наших согрешениях, очистить нашу душу, установить живую связь с Господом, через которую нам подается и прощение грехов, и ответ на наши прошения, и радость, которая является следствием прикосновения к нам Божественной благодати.
О МОЛИТВЕ, ВЛАГАЕМОЙ В РУКИ ПОЧИВШИХ ХРИСТИАН
Обычай влагать грамоту в руки умершего христианина появился во времена преподобного Феодосия Печерского. Игумен КиевоПечерского монастыря по просьбе Симона Варяга, который желал получить от преподобного Феодосия письменное свидетельство о молитве подвижника о нём и его сыне Георгии, написал на грамоте: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твое, чтобы воздать каждому по делам его, тогда, Владыка, и рабов своих, Симона и Георгия, сподоби справа от Тебя стать, в славе Твоей, и слышать благой Твой глас: “Придите, благословенные Отцом моим, наследуйте уготованное вам царство от создания мира”». Симон же заповедал сие рукописание по смерти вложить в руце свои. И с тех пор утвердился обычай класть такое письмо с умершим, прежде же никто не делал этого на Руси.
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О ПОСТАХ КАК АПОСТОЛЬСКОМ УСТАНОВЛЕНИИ
Быть постам, обще всем христианам, в одно определённое время, есть апостольский закон. От апостолов несомненно учреждены посты в среду и пятницу и пост в воспоминание страданий Господа. На этом основании потом в Церкви учреждены и все другие посты, и все чины постнические. Быть строгим подвижникам апостолами положено, и общий закон им прописан даже в Писании; а потом из этого разрослись все чины иноческие. Собираться воедино на молитву и едиными устами хвалить Бога и молитву Ему возносить есть апостольское учреждение. При них же введены и, может быть, ими же даны и некоторые песни церковные. Но потом из этого начала развилась вся разнообразная песненность церковная. Так и во всём. Весь строй христианской жизни, в общем, от апостолов. И после к сему общему строю ничего не прибавлено, а только развились частности обширнее и разнообразнее. Но тут же сокрыты и апостольские частности. И всё это, и по времени приложенное, и апостолами преданное, хранится святою нашею Православною Церковью.