Неделя 24-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
16:1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
16:2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
16:3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
16:4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
16:5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
16:6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
16:7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
16:8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
Послание апостола Павла к Ефесянам
2:14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
2:15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
2:16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
2:17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
2:18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
2:19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
2:20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
2:21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
2:22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Евангелие от Луки
13:10 В одной из синагог учил Он в субботу.
13:11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
13:12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13:13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
13:14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.
13:15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
13:16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
13:17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
Где сокровище ваше, там и сердце ваше (Лк. 12, 34; Мф. 6, 21), — говорит Господь. Если сокровище человека — духовная жизнь, если сокровище человека там, где Бог, то тогда и ценности человеческой жизни ориентированы на эту центральную, непреходящую ценность. Но когда сокровища расположены в иной плоскости бытия, тогда и вся жизнь разворачивается в иную сторону и тогда уж не до воспитания ума, или воспитания воли, или воспитания чувств. Тогда уже не до молитвы, не до покаяния, не до поста и даже не до добрых дел, потому что на доброделание не хватает ни времени, ни сил, ни средств, — они нужны для самого себя. И тогда бесполезным и невостребованным становится все то, что ведет человека к Царству Небесному, тогда затворяются перед человеком врата этого Царства.
Исцеление согбенной женщины
В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
Лк. 13: 10-17
Евангелие от Луки включает в себя два случая исцеления, не упомянутые в других Евангелиях и имеющие между собой значительное сходство в том, что касается сопутствующих обстоятельств: исцеление согбенной женщины, о котором мы читаем сегодня, и больного водянкой. Оба чуда происходят в субботу, оба чуда дают повод Иисусу высказать Свое мнение относительно субботы с использованием примера из конкретной жизни.
Болезнь женщины обозначается словами «дух немощи». Это выражение дало повод некоторым комментаторам отнести женщину к категории одержимых, а исцеление — к категории экзорцизма. Однако выражение «дух немощи», по мнению одного ученого, вовсе не обязательно означает демона, поселившегося внутри и ставшего причиной болезни (как в Лк. 11:14 или Мк. 9:17, 25), но может указывать на дурное влияние, оказываемое демоном.
Как и в некоторых других случаях (Лк. 7:13; Ин. 5:6; 9:6; 11:11), Иисус совершает чудо без просьбы со стороны: Он Сам подзывает женщину. Он не спрашивает ее, хочет ли она исцелиться от недуга, верует ли в то, что Он может исцелить ее: Он возвещает ей освобождение от недуга и возлагает на нее руки; женщина тотчас распрямляется. Продолжение повествования напоминает нам о многочисленных диалогах Иисуса с фарисеями относительно соблюдения субботы. Отличием в данном случае является то, что начальник синагоги не обращается напрямую к Иисусу. Он обращается к людям, имея в виду, что Иисус должен это услышать. «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний», — говорит он так, будто бы речь о приемных днях и часах. На его глазах произошло чудо, естественной реакцией на которое должно было бы стать изумление и благодарность Богу. Но судьба женщины его мало интересует. Он хочет, чтобы чудеса совершались по расписанию, и чтобы порядок синагогального богослужения не нарушался необычными действиями необычных целителей, которые вполне могут перенести свою активность в другое место.
Иисус реагирует резко: в присутствии всех собравшихся Он обращается напрямую к начальнику синагоги, называя его лицемером. Женщину он называет дочерью Авраама, подчеркивая ее принадлежность к богоизбранному народу, а причину болезни обозначает словами «связал сатана», указывающими на диавола как источник болезни. Словосочетание «дочь Авраама» особенно уместно в синагоге, куда собирались только сыны и дочери Авраама — представители богоизбранного народа. Согбенная женщина не случайно оказалась там: она пришла туда для молитвы, то есть для встречи с Богом. И в лице Иисуса встретила Бога воплотившегося, Который освободил ее от долголетнего тяжкого недуга. Ее реакция на чудо — реакция искренне верующего человека: выпрямившись, она первым делом начала славить Бога.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО АВРААМИЯ ЗАТВОРНИКА
Однажды в полночь, когда святой Авраамий молился, в келлии воссиял свет и послышались слова: «Блажен ты, блажен, как никто из людей!» Разгадав вражии козни, святой Авраамий сказал: «Я человек грешный, но надеюсь на помощь и благодать Бога моего и не боюсь тебя». В другой раз бес явился пред святым в образе юноши, зажёг свечу и начал петь псалом: «Блажени непорочнии, в путь ходящии в законе Господни». Поняв, что и это бесовское наваждение, старец перекрестился и спросил: «Если ты знаешь, что непорочнии блажени, то зачем ты беспокоишь их?» Искуситель ответил: «Я досаждаю им, чтобы победить их и отвратить от всякого доброго дела». На это святой сказал: «Ты одерживаешь победу над отступившими от Бога по своей воле, а от любящих Бога ты исчезаешь, как дым от ветра». После этих слов диавол исчез.
О КОНЧИНЕ БЛАГОЧЕСТИВОГО ЕПИСКОПА ПРОБА РЕАТСКОГО
Святитель Григорий Двоеслов (VI век) в «Диалогах» рассказал об удивительной кончине Проба, епископа города Реаты (современный Риети). Когда приблизился конец жизни святителя, Господь послал ему тяжёлую болезнь. Отец епископа привлёк многих врачей, но они единодушно сказали, что болезнь неизлечима. В день своей кончины Проб, беспокоясь о тех, кто за ним ухаживал, просил их отдохнуть и подкрепиться обедом. Когда все ушли в верхние комнаты епископского дома, у одра больного остался один отрок. Сидя около постели, он вдруг увидел, как в комнату вошли два человека в белых одеждах, с лицами, сияющими ярче их одеяний. Отрок в страхе начал кричать: «Кто такие?» Епископ Проб, обеспокоенный криком, посмотрел на вошедших и спокойно сказал: «Не бойся, сын мой, это пришли ко мне святые мученики Ювеналий и Елевферий». Отрок, не вынося светоносного вида этих мужей, бросился вон из комнаты и рассказал о виденном отцу епископа и врачам. Когда они вошли в комнату, святой уже почил.