Седмица 27-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
1:2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
1:3 Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью,
1:4 и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости,
1:5 приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе.
1:6 По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение;
1:7 ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.
1:8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
1:9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
1:10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
1:11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
1:12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
1:13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
1:14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
1:15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
1:16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
1:17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
1:18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
2:1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
2:2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
2:3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
2:4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
2:5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
2:6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
2:7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
2:8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,
Евангелие от Луки
19:12 Итак сказал: || некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
19:13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин* и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
19:14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
19:15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
19:16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
19:17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
19:18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
19:19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
19:20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
19:21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
19:22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
19:23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
19:24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
19:25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
19:26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
19:27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.
19:28 Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.
Любоначалие, властолюбие может проявляться и в обыденной жизни. Чаще всего так и бывает. Как много конфликтов и ссор происходит в семье из-за того, что супруги борются за власть друг над другом! Всякий раз, когда человек наслаждается властью, он согрешает, потому что власть дана не для наслаждения, а для служения. Нет перед властью другой Богом благословленной цели, как только служение ближним своим. Для того чтобы любоначалие или властолюбие не господствовали над нами, особенно над теми, кто облечен властью, нужно помнить слова святого Ефрема, обращенные к Господу: дух любоначалия не даждь ми. И помимо искренней и сердечной молитвы о том, чтобы исполнение властных полномочий или просто авторитет в семье, в коллективе, в обществе не превратились в любоначалие, нужно постоянно контролировать и свои мысли, и свой образ жизни, и свой образ общения с окружающими.
Притча о десяти минах
Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.
Лк. 19: 12-28
Ситуация, которая описана в читаемой сегодня притче о десяти минах, была хорошо знакома слушателям Иисуса. В 40 году до Р. Х. Ирод Великий предпринял путешествие в Рим для получения права на царство от Марка Антония и Октавиана, боровшихся за власть в Риме. Аналогичное путешествие предпринял его сын Архелай в 4 году до Р. Х., чтобы получить царский титул от Октавиана, к тому времени ставшего императором.
В Рим Архелай отправился морским путем в сопровождении большой группы родственников и друзей, оставив управление государственными делами своему брату Филиппу. Однако одновременно туда же поспешил другой сын Ирода, Антипа, имея в виду со своей стороны выступить претендентом на престол. Архелай представил императору завещание Ирода и другие бумаги, которые должны были поддержать его притязания. Император созвал совещание, на котором выслушал аргументы за и против Архелая.
Наконец Архелай бросился к ногам цезаря, последний же велел ему подняться и сказал, что он считает его вполне достойным престола. Тем не менее, окончательное решение на этом совещании принято не было. Между тем, в Рим отправилась депутация евреев, которые выступали против сохранения царской власти как таковой и, в частности, против того, чтобы царем стал Архелай.
В итоге император принял решение, которое должно было удовлетворить все стороны. Он назначил Архелая, правда, не царем, но этнархом половины владений Ирода, причем обещал ему почетный титул царя, если только Архелай заслужит этого своим поведением. Вторую половину он разделил на две части и отдал их двум другим сыновьям Ирода, а именно Филиппу и Антипе. Некоторая часть земель перешла к сестре Ирода Саломее, еще часть была присоединена к Сирии.
Все эти события были хорошо известны. В «некотором человеке высокого рода», который «отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться», слушатели Иисуса могли без труда узнать Архелая или другого претендента на иудейский престол, путешествовавшего в Рим в надежде получить мандат на правление. В гражданах, ненавидевших его и отправивших вслед за ним посольство со словами «не хотим, чтобы он царствовал над нами», можно было узнать депутацию иудеев, просившую у императора, чтобы он не ставил над ними Архелая. В образе «человека жестокого», который «берет, чего не клал, и жнет, что не сеял», легко узнается Ирод Великий, чья жестокость была у всех на слуху.
Иисус произносит притчу о человеке, отправляющемся в далекую страну. Путешествие в далекую страну — в загробный мир — предстояло Ему Самому. Об этом Он знал и Свое путешествие неоднократно предсказывал. Это путешествие Он должен был предпринять для того, чтобы получить от Отца царство.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ЧУДОТВОРЦА
Святитель Григорий Чудотворец, получив прекрасное образование, с юности стремился к истине, которая открылась ему в святом Евангелии: юноша стал христианином, а затем слушателем александрийского огласительного училища. Дарования святого Григория вызывали зависть у его грехолюбивых сверстников-язычников, и они решили оклеветать юного подвижника, подговорив одну блудницу потребовать с него плату за якобы совершённый с нею грех. Сначала святой Григорий кротко возразил ей, что она ошибается, принимая его за кого-то другого. Однако блудница не унималась. Тогда он попросил друга дать ей деньги. Как только блудница взяла в руки неправедную мзду, она тотчас же пала на землю в припадке беснования и была вынуждена признаться в обмане. Только когда святой Григорий совершил над ней молитву, бес её оставил.
ВИДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ
В 1385 году, в ночь с пятницы на субботу Рождественского поста, преподобный Сергий Радонежский по обычаю читал акафист Божией Матери, молясь Ей о своей обители. Сев отдохнуть, он почувствовал приближение небесного явления и сказал келейнику Михею: «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнёс эти слова, как услышал голос: «Пречистая грядёт». Внезапно его осиял свет, и он увидел Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести Славы Богоматери, преподобный Сергий пал ниц, но Она прикоснулась к нему и сказала: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих. Не скорби больше и об обители твоей. Отныне она будет иметь изобилие во всём, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоём к Богу. Я неотступна буду от места сего, и всегда буду покрывать его». Сказав это, Божия Матерь стала невидима. В память этого чудесного посещения в Троицком соборе Лавры каждую пятницу читается акафист Пресвятой Богородице.