Седмица 26-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
3:2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
3:3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
3:4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
3:5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
3:6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
3:7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
3:8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,
3:9 хранящие таинство веры в чистой совести.
3:10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.
3:11 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
3:12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.
3:13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
Евангелие от Луки
18:31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
18:32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
18:33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
18:34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.
Бог есть любовь, и только любовью Божией может быть понята вся тайна Креста Господня. А что для нас это означает? А это означает вот что: если Бог есть любовь, то спасение в любви. Конечно, не в той любви, которую нам сегодня по телевизору показывают, не в буйстве человеческих страстей, а в той любви, которая накрепко соединяет людей, в той любви, через которую один отдает себя другому с радостью, потому что любящий всегда готов принести себя в жертву любимому. И если это происходит в семье, какие же крепкие становятся семьи! Если так строится брак, какой же счастливый этот брак! Он выдерживает все испытания временем. А если общество начинает строиться на этих законах? Конечно, не прямо на законе любви – общество управляется светскими, юридическими законами; но если в этих законах заложена высокая нравственность, если государство, школа, Церковь, интеллигенция начинают воспитывать людей в способности отдавать себя другому, если сама эта отдача другому становится национальной гордостью, достоянием, идеалом, то что будет с народом? Ведь каждый захочет быть похожим на этот идеал.
Предсказание о смерти и воскресении
Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.
Лк. 18: 31-34
Как видно из сегодняшнего Евангелия, Иисус еще на пути в Иерусалим предсказывает, что Сына Человеческого «предадут язычникам», «и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет» (Лк. 18:32–33).
Выражение «и будут бить, и убьют Его» в буквальном переводе звучит так: «и, подвергнув бичеванию, убьют Его». В Римской империи бичевание было наказанием для плебеев. Осуществлялось оно с крайней жестокостью. Осужденного либо привязывали к столбу, либо клали на землю. Били по спине и другим частям тела. Для экзекуции использовали специальные бичи: их изготавливали из воловьих жил, которые крепились к ручке; на жилы могли быть нанизаны обломки костей животных или мелкие острые металлические предметы. Били не просто до крови: с силой нанося удары такими бичами, можно было содрать с человека кожу до костей.
Нередко бичевание заканчивалось смертью осужденного. Закон Моисеев не позволял наносить осужденному более сорока ударов плетью (Втор. 25:3). На практике, чтобы не ошибиться, ограничивались тридцатью девятью ударами. Апостол Павел свидетельствует о том, что иудеи пять раз подвергли его такой экзекуции (2 Кор. 11:24). Однако из того, что он остался жив, явствует, что наказание это было не смертельным и носило скорее педагогический характер. Такой же характер, очевидно, носило избиение Павла и Силы, которым римские воеводы нанесли «много ударов» палками (Деян. 16:23).
К Иисусу было применено несравненно более суровое наказание, чем то, которому иудеи и римляне подвергали в педагогических целях. Здесь избиение бичами было частью смертной казни, а потому осуществлялось с особой жестокостью и беспощадностью.
Бичевание Христа — один из распространенных сюжетов в христианской иконографии. Как правило, Христа изображают стоящим и привязанным руками к столбу; воины бьют Его плетьми или розгами спереди и сзади; на Его обнаженном теле — многочисленные кровавые раны от ударов. Этот иконографический образ соответствует тому, что известно о практике бичевания в Римской империи.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА КОЛОВА
Преподобный Иоанн Колов в юных летах оставил мир и ушёл со своим братом Даниилом в египетскую пустыню. Однажды он неожиданно сказал брату: «Не хочу я более ни о чём заботиться, но хочу жить в пустыне без печали, как Ангел». Затем снял с себя одежду и вышел из келлии. Ночью случился сильный мороз. Иоанн, будучи не в силах переносить стужу, решился возвратиться обратно в келлию. «Я не могу более терпеть мороза и возвратился сюда, чтобы послужить тебе», – сказал Иоанн своему брату, постучав в дверь. «Уйди, демон, – ответил Даниил, – и не соблазняй меня, Ангел о теле своём не заботится и пищи не требует». Тут понял преподобный Иоанн свою ошибку и горько зарыдал о ней. Тогда Даниил отворил пред ним дверь келлии и сказал: «Брат мой, так как ты имеешь плоть, то и должен страдать ради одежды и плоти».
КОНЧИНА НЕРАСКАЯННОГО ГРЕШНИКА
У преподобного Онисифора, пресвитера Печерского, был духовный сын, инок, утаивавший от него свои согрешения и лицемерно подражавший его житию: представлялся постником, целомудренным. Но об этом не знал никто из братии. Он умер без видимой причины, и от его тела пошёл такой смрад, что никто не мог к нему приблизиться. Инока с трудом отпели и положили в пещере, и от неё пошёл такой смрад, что убегали даже бессловесные твари. Много раз слышался и горький вопль, как будто кто-то мучил умершего брата. Ночью Онисифору явился преподобный Антоний и стал упрекать его за то, что в святом месте погребли нераскаянного грешника. Онисифор стал молиться, говоря: «Господи, для чего Ты скрыл от меня дела человека сего?» Ему явился Ангел и сказал: «В назидание всем согрешающим и не покаявшимся было это, чтобы все видевшие покаялись!» Пресвитер пожалел усопшего брата, усилил о нём молитву и услышал голос от Господа: «Ради тебя и сущих с тобой помилую и спасу грешника!», и тело брата перестало издавать смрад.