Седмица 23-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
2:1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
2:2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
2:3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
2:4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
2:5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
2:6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
2:7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
2:8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
Евангелие от Луки
11:9 И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
11:10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11:11 Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
11:12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
11:13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
Если во время сна мы теряем связь с окружающим нас миром, то в духовной жизни мы никогда не должны терять связи с Богом. «Бодрствуйте» – это предупреждение о том, чтобы мы не впадали в духовную спячку, чтобы не пресекалась наша живая связь с Господом, чтобы мы всегда чувствовали Его присутствие в нашей жизни. А опознается это присутствие через молитву и через жизнь в соответствии с Божиими заповедями. Всякое отвлечение нашего сознания, нашей мысли от Бога, всякое нарушение нашей внутренней молитвенной жизни ― это и есть то снотворное, которое подается нам, нередко через средства массовой информации, через литературу, кинематограф, через образ жизни, через моду, через ложные ценности. Когда мы отвращаем свой взор от Бога, мы впадаем в это духовное беспамятство, в духовный сон, и страшно, если смерть застанет нас в таком состоянии.
Поучение о молитве
И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
Лк. 11: 9-13
В сегодняшнем евангельском чтении Иисус возвращается к теме молитвы. Этой темы он уже касался ранее, предлагая ученикам молитву «Отче наш», однако если там акцент делался на том, как ученики должны молиться, то здесь в центре внимания оказывается результат молитвы, ответ на нее Бога.
Учение Иисуса о молитве наиболее полно изложено именно в Евангелии от Луки. Помимо отрывка, который читается сегодня, в этом Евангелии мы также встречаем «притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать». В притче говорится о вдове, докучавшей судье просьбой защитить ее от соперника (Лк. 18:1–8). В обоих текстах из Евангелия Луки ясно прослеживается одна и та же мысль: если даже Бог «медлит» с исполнением просьбы человека, Он выполнит ее «по неотступности его».
Иными словами, человек призывается не просто к тому, чтобы обратиться к Богу с однократной просьбой: он должен «докучать» Богу настойчивыми просьбами до тех пор, пока они не будут исполнены. Тексты о молитве из Евангелия от Луки созвучны Нагорной проповеди, где перед нами тоже встает образ человека, настойчиво добивающегося своей цели. Этот образ создается благодаря троекратному «просите — ищите — стучите» и троекратному же «получает — находит — отворят».
Выражение «будучи злы» может показаться оскорбительным. Однако в общем контексте речи Иисуса оно не имело такого оттенка. Скорее, «зло» как атрибут человеческой природы здесь противопоставляется «благу» как божественному атрибуту. Термин «благо» Иисус считал применимым к одному лишь Богу (Мф. 19:17). Ни один человек не может считаться благим, так как в человеке добро перемешано со злом. Человек может быть злым по отношению к другим людям, но в его отношении к собственным детям добро превалирует. Любовь земного отца к своим детям является отражением любви Отца Небесного ко всем людям. Поэтому и в молитве люди вправе докучать своему Отцу.
Итак, Иисус сначала на примере фарисеев и язычников показывает, как не следует молиться. Затем Он дает ученикам образец молитвы. Наконец, Он говорит о том, как следует молиться, делая акцент на постоянстве и настойчивости. Все остальное Он оставляет на творческое усмотрение самого молящегося, который должен на своем опыте узнать, как Бог откликается на молитву и какое действие оказывает молитва на его жизнь.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СЛУЖЕНИЕ АПОСТОЛА ЛУКИ
У апостола Луки (имя сокращённое от Лукиан) был долгий путь ко Христу. Лука родился в городе Антиохия в Сирии в языческой семье. Позднее он принял иудейскую веру, то есть стал прозелитом (обращённым). В своих писаниях он обнаруживает хорошее знание закона Моисеева и иудейских обычаев. Став свидетелем земного служения Спасителя, Лука обратился ко Христу, позже трудился с апостолом Павлом и многообразно послужил Церкви. Ещё в пору язычества апостол Лука получил хорошее образование, в чём удостоверяет чистый и правильный греческий язык его текстов – Евангелия и книги Деяний. Из Послания к Колоссянам известна профессия апостола: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4:14). Согласно устному преданию, апостол Лука был первым иконописцем; именно он создал первые образы Пресвятой Богородицы.
ПРЕДАНИЕ О ЯВЛЕНИИ ВОСКРЕСШЕГО ХРИСТА ЛУКЕ И КЛЕОПЕ
В Евангелии от Луки описано, как в день Воскресения два ученика шли из Иерусалима в селение Эммаус и дорогой беседовали о событиях Страстной седмицы. В этот момент к ним подошёл Сам Христос, но ученики Его не узнали. Господь спросил, о чём они рассуждают и отчего так печальны (Лк. 24:17). Ученики удивились вопросу, так как весь Иерусалим знал о казни Христа. После того как они рассказали о Распятии и их несбывшихся надеждах на приход Царства, Господь объяснил им, ссылаясь на пророков, смысл Своих Страданий. Пока он говорил, в них «горело сердце», но узнали они Его только в Еммаусе, когда во время трапезы Господь преломил хлеб. Один из этих учеников назван по имени – Клеопа, имя второго не указано, но, по преданию, это автор Евангелия – апостол Лука. Это предание отражено в молитве о путешествующих: «Луце́ и Клеопе во Еммау́с спутешествовавый, Спасе, сшествуй и ныне рабом Твоим, путешествовати хотящим, от всякаго избавляя их злаго обстояния: вся бо Ты, яко Человеколюбец, можеши хотяй».