Седмица 29-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
5:11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
5:12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
5:13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
5:14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
6:1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,
6:2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.
6:3 И это сделаем, если Бог позволит.
6:4 Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,
6:5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6:6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
6:7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;
6:8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение.
Евангелие от Марка
11:23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.
11:24 Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам.
11:25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
11:26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.
Положи, Господи, хранение устам моим (Пс. 140, 3). Неслучайно мы обращаемся с этими словами к Господу, ибо каждое праздное слово разрушает наш внутренний мир, подтачивает его, ослабляет и в конце концов делает восприимчивым ко всякой неправде и греху, которые нас окружают. Как же нам преодолеть этот порок пустословия? Самым важным и верным средством является молчание. Недаром существует пословица: слово – серебро, а молчание – золото. Нужно помнить, что каждое слово может иметь большую ценность и для говорящего, и для слушающего. Каждое слово берет внутреннюю энергию и силу у человека. А для того чтобы сохранять эту силу, нужно удерживать язык свой от зла (см. Пс. 33, 14). Молчание – это способ набраться внутренней духовной силы.
О назореях и Назарете
Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Мф. 2: 13-23
Евангелие, которое мы слышим сегодня, повествует о бегстве Иисуса с родителями в Египет.
Иисус родился в Вифлееме и именно этот город и его окрестности становятся местом кровавой драмы — избиения младенцев по приказу Ирода (Мф. 2:16). Вся эта история, как мы можем предположить, продолжалась не менее трех лет, учитывая возраст убитых Иродом младенцев, к которому надо прибавить время на путешествие Святого семейства в Египет и обратно. Из рассказа следует, что Матфей считал Вифлеем родным городом Иосифа, так как там находился его «дом». Переселение в Назарет представлено как вынужденная мера.
В последнем стихе данного отрывка мы читаем: «И, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется». Слово «назорей» в Ветхом Завете употреблялось для обозначения людей, дававших (как правило, на какой-то срок) обет вести аскетический образ жизни, в частности, не пить вина, не стричь волос и не прикасаться к мертвому телу (Числ. 6:1–7). В греческом тексте Евангелия от Матфея название галилейского города Назарет становится созвучным слову «назорей». Тем более очевидно на уровне греческого текста намерение Евангелиста Матфея увязать место, куда поселился Иосиф с Марией и Младенцем после возвращения из Египта, с ветхозаветным обычаем назорейства.
Предпринимались попытки найти связь названия города Назарет и термина «назорей» в Евангелии от Матфея на уровне еврейского текста: слово «Назарет» созвучно знаменитому мессианскому титулу из пророчества Исаии — «отрасль» от корня Иессея (Ис. 11:1). На возможность такого понимания указывал уже Блаженный Иероним.
Высказывалась гипотеза о том, что Назарет был местом, где во II веке до Р. Х. поселилась группа назореев, в честь которых город и получил свое название. Однако эта гипотеза не имеет подтверждения в исторических источниках.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АВИВА НЕКРЕССКОГО
В начале VI века в Грузию для распространения и укрепления христианства прибыли 12 сирийских монахов во главе с преподобным Иоанном Зедазнийским – они почитаются как отцы грузинского монашества. Среди этих сирийских иноков был святой Авив. После поставления на Некресскую кафедру он занимался миссионерством среди горцев, а также среди персов, пытавшихся обратить местных жителей в зороастризм. Когда святой Авив недалеко от Некресского храма залил водой священный огонь, которому поклонялись зороастрийцы, обеспокоенный успехом его миссии персидский наместник (марзпан) приказал арестовать святого. Епископ, предвидя кончину, попрощался со своими помощниками – святыми Шио Мгвимским и Зеноном Икалтонским. По обвинению в «убийстве бога» святой Авив был посажен в тюрьму и после пыток побит камнями.
СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ КОВРОВСКИЙ О ЛОЖНЫХ ВЛИЯНИЯХ НА ИКОНОГРАФИЮ
Характерную иллюстрацию того, как по мере знакомства с обмирщённым христианством Запада русские люди стали больше смотреть на землю, чем на небо, как они стали проникаться сознанием своего рабства, мы найдём в нашей иконографии, в частности в изображениях посещения Богоматерью преподобного Сергия Радонежского. В XVI веке, когда русские люди ещё твёрдо помнили о своём сыновстве, на иконах, например на образе 1588 года в иконостасе Троицкого собора, преподобный и его ученик изображены стоящими прямо. Они как равные предстоят пред небожителями, взирают на Богоматерь и внимают Её словам. Только в знак благоговейного предстояния они изображены с чуть наклонёнными главами. На иконах XVIII века преподобный Сергий и его ученик уже стоят пред Богоматерью на коленях. Потом стали изображать ученика не только на коленях, но и закрывшим лицо мантиею. А на написанной в середине прошлого столетия картине и преподобный Сергий, и преподобный Михей изображены повергшимися ниц в чувстве рабского трепета.