Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте
7
Сентября / 2024 ГОД
По новому стилю
25
Августа
По старому стилю
выбрать дату
  • Святые дня / праздники
  • Чтение Апостола, Евангелия
  • Цитата Патриарха
  • Евангелие дня
  • События дня
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших



выбрать дату
К РАЗДЕЛАМ
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших
Чтение Апостола, Евангелия
Первое послание апостола Павла к Коринфянам
1:3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
1:4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
1:5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,-
1:6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,-
1:7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
1:8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
1:9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Евангелие от Матфея
19:3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
19:4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
19:5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
19:6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
19:7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
19:8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
19:9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
19:10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
19:11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
19:12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Цитата Патриарха

Как же может сочетаться сила с кротостью? А сочетаться она может очень прямым и правильным образом: потому что кротость это и есть сила. Кротость есть способность свою человеческую силу не употреблять во зло. Даже самый могучий богатырь может быть кротким человеком. Кроткий – это тот, кто сознает свои грехи пред Богом, кто никогда не кичится своей силой перед ближним, кто считает свою силу слабостью пред Богом и кто только в Боге видит подлинную силу. Такой человек всегда духовно красив и подлинно силен. Он всегда является помощником слабому, он употребляет свои силы и возможности только во благо.

Евангелие дня

О разводе

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Мф. 19:3-12

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Матфея мы находим заложенные Иисусом основы того понимания брака, которое достаточно радикальным образом меняет всю перспективу взаимоотношений между супругами и их взаимных обязанностей сравнительно с тем, как эти обязанности изложены в Моисеевом законодательстве.

Если в Ветхом Завете жена представлена как собственность мужа, то в словах Иисуса муж и жена предстают как имеющие равную ответственность за сохранение целостности брака. Если Моисеево законодательство допускает развод по инициативе мужа, то Иисус эту норму законодательства считает нарушением изначального божественного замысла. Развод был дозволен Моисеем по причине жестокосердия народа Израильского, однако он противоречит воле Божией о нерасторжимости брачного союза. Не только муж имеет право рассчитывать на верность жены, но и жена на верность мужа.

Богословское понимание брака в христианской традиции основывается на словах из Книги Бытия, процитированных Иисусом, о том, что «будут двое в плоть едину». На этом основании Церковь понимает под браком союз между мужчиной и женщиной, заключенный один раз на всю жизнь и предполагающий верность супругов друг другу. Учение Иисуса в христианской Церкви остается не только идеалом, но и нормой.

Если же говорить о применении этой нормы на практике, то в православной традиции достаточно широко применяется принцип «икономии» (снисхождения), согласно которому развод может быть при определенных условиях признан как свершившийся факт, и разведенным супругам (или одному из них) может быть дозволено вступить во второй брак, а в исключительных случаях — третий. При этом не существует процедуры «церковного развода», или «развенчания». Развод считается нарушением богоустановленного порядка, однако в некоторых случаях признается не только допустимым, но даже необходимым.

Слова Иисуса о скопцах ради Царствия Небесного впоследствии толковались по-разному. Ориген, согласно Евсевию Кесарийскому, воспринял их буквально и в молодости себя оскопил. Эта информация, однако, оспаривается рядом современных исследователей как недостоверная. Сам Ориген и последующие христианские толкователи резко выступали против буквального понимания слов Иисуса о скопцах ради Царства Небесного. Иоанн Златоуст, в частности, называет самооскопление преступлением, «делом дьявольским и злоухищрением сатаны», понимая слова Иисуса о скопцах ради Царства Небесного исключительно в духовном смысле — как похвалу девству и безбрачию. Однако безбрачие никогда не возводилось в норму, и Церковь резко полемизировала с теми сектами и движениями, которые пропагандировали гнушение браком.

Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».

События дня

СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ (САХАРОВ) ОБ ОСОБЫХ ИМЕНОВАНИЯХ УСОПШИХ

У нас в обычай вошло называть недавно скончавшихся «новопреставленными ». В богослужебных книгах это понятие нигде не встречается. В употреблении его при последованиях, совершаемых об одном недавно скончавшемся, нет нужды, ибо в этих случаях все молящиеся и без того знают хорошо, о ком совершается поминовение. Если этот термин и может быть употреблён, то только при совместном поминовении многих усопших, чтобы из общей массы имён выделить тех, о ком совершается нарочитое сорокоустное «приношение», подобно тому как на проскомидии имя дневного святого выделяется добавлением «его же и память совершаем». Попутно отметим, что нередко употребляемые в отношении к усопшим другие эпитеты: отрока, девицы, жены, боярина, воина, убиенного, усопшего и прочее – также не имеют оснований в богослужебных книгах.

СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ (САХАРОВ) ОБ ОСОБЫХ ИМЕНОВАНИЯХ УСОПШИХ

Лишь некоторые из этих терминов употребляются в общих поминальных формулах, в каноне суббот мясопустной и Пятидесятницы, да в древнем синодике, назначавшемся для келейного употребления. А в требнике киевского издания в конце последования погребения мирских человек замечено: «Сие убо последование, якоже выше речеся, поется и о женах, и о отроцех православных, изменяему токмо имени мужеску полу или женского раба Твоего или рабы Твоей, а не иное». Согласно этому замечанию, при имени усопшего не должно быть каких-либо терминов вроде «отрока» и подобных. К имени усопшего должны быть прибавлены только обозначения тех служений, на которые они были возведены Церковью чрез особые чины церковные и по которым именовались и при жизни, как то: чтеца (имевшего посвящение в это звание), диакона, иерея, епископа, монаха и так далее. К имени усопшего младенца должно прибавлять это слово, так как есть особое последование младенческого погребения, в котором всякий случай «имя рек» предваряется словом «младенец».

Источник: pravoslavniy-calendar.ru