Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Русской просиявших
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Рождество св. Иоанна Предтечи
1:24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
1:25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
1:57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
1:58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
1:59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
1:60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
1:61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
1:62 И спрашивали знаками у отца его, ка́к бы он хотел назвать его.
1:63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
1:64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
1:65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
1:66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что́ будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
1:67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
1:68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
1:76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
1:80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
Послание апостола Павла к Римлянам
2:10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
2:11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
2:12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
2:13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
2:14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
2:15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
2:16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
Евангелие от Матфея
4:18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
4:19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
4:20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
4:21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
4:22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
4:23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Послание апостола Павла к Римлянам
13:12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13:13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
13:14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
14:1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
14:2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
14:3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
14:4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Евангелие от Луки
1:5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
1:6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
1:7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
1:8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
1:9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
1:10 а всё множество народа молилось вне во время каждения,-
1:11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
1:12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
1:13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
1:14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
1:15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
1:16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
1:17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
1:18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
1:19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;
1:20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
1:21 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
1:22 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
1:23 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
1:24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
1:25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
1:57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
1:58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
1:59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
1:60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
1:61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
1:62 И спрашивали знаками у отца его, ка́к бы он хотел назвать его.
1:63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
1:64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
1:65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
1:66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что́ будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
1:67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
1:68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
1:76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
1:80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
Иоанн Креститель выше всех рожденных женами, как говорит о нем слово Божие. Потому что он был призван приготовить народ к принятию пришествия Спасителя через покаяние. А ведь всякое искреннее покаяние предполагает искренний разговор, честный разговор. Когда тот, кто приглашает к покаянию, задает нелицеприятные вопросы, он как бы имеет права и суда, имеет право сказать, что правильно, а что неправильно в жизни человека. Вот это и совершал пророк Божий Иоанн. Как говорится в слове Божием, Иоанн крестил крещением покаяния. Он готовил людей покаянием для того, чтобы они оказались способными принять слово Спасителя, Мессии, Господа Иисуса Христа.
Призвание первых учеников
Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Мф. 4: 18-23
Из читаемого сегодня рассказа Евангелиста Матфея может создаться впечатление, что Иисус призывает Себе в ученики незнакомых людей, и они, бросая сети, следуют за ним. Между тем, попытка гармонизации этой истории с рассказами о призвании первых учеников из Евангелия от Иоанна дает совершенно иную картину. Из него же мы узнаем о том, что Своих первых учеников Иисус обрел в общине учеников Иоанна Крестителя (Ин. 1:35–39). Один из этих учеников был «Андрей, брат Симона Петра» (Ин. 1:40), другой — по всей видимости, сам Иоанн, автор четвертого Евангелия. Андрей «первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу» (Ин. 1:41-42). Затем Иисус призывает Филиппа, а тот находит Нафанаила (Ин. 1:43,45). Таким образом, согласно Иоанну, в течение двух дней у Иисуса появляется пять учеников.
Если сопоставить свидетельство Иоанна со свидетельством синоптиков, то можно предположить, что Петр и Андрей после того, как встретились с Иисусом и провели с ним несколько дней, вернулись в Галилею к своим обычным занятиям. То же относится к Иоанну. В этом случае рассказ синоптиков получает иное звучание. Из четырех лиц, призванных Иисусом, по крайней мере три Ему уже знакомы: это братья Петр и Андрей, а также Иоанн, брат Иакова. Следовательно, Он и обращается к ним не как к незнакомым людям, а как к тем, с кем уже раньше встречался, но теперь призывает на новое служение.
В Евангелии от Луки Симон Петр впервые появляется в рассказе о чудесном лове рыбы (Лк. 5:1–11). Здесь, в отличие от Матфея и Марка, речь идет не о четырех, а о трех учениках: Петре, Иоанне и Иакове — тех самых, которые будут выделены синоптиками как ближайшие ученики Иисуса. В повествованиях всех синоптиков упоминаются сети и во всех повествованиях приводятся слова Иисуса о том, что Он сделает Своих учеников «ловцами человеков»: у двух Евангелистов эти слова обращены к Петру и Андрею, у Луки — к одному Петру.
Согласовать повествования Матфея и Марка с повествованием Луки можно только в одном случае — если признать, что речь идет о двух разных эпизодах. Вырисовывается целая серия встреч Иисуса со Своими будущими учениками, начиная с того момента, как два ученика Иоанна Крестителя последовали за Иисусом. Из этих двух учеников один был Андрей: он находит своего брата Петра и приводит его к Иисусу; затем оба брата возвращаются к своему рыболовному промыслу. Далее следует история чудесного лова рыбы, когда Иисус говорит одному Петру о том, что сделает его ловцом человеков. А затем следующий эпизод: когда Иисус находит Андрея и Петра и говорит им обоим то, что уже однажды сказал Петру. Они оставляют сети и следуют за ним.
Иоанн, предполагаемый «другой ученик» Крестителя, вместе с Андреем следует за Иисусом и проводит у Него весь день. Далее он становится вероятным свидетелем первых чудес Иисуса, а затем, после некоторого перерыва, появляется вместе со своим братом Иаковом в эпизоде с чудесным ловом рыбы. Наконец, Иисус призывает Петра и Андрея, а вслед за ними и Иакова с Иоанном как четырех уже ранее знакомых Ему людей.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ОБ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА ВСЕХ РУССКИХ СВЯТЫХ
В предстоятельство святителя Макария Московского (1542–1563), сугубо потрудившегося над прославлением русских святых, установили празднование памяти «Всех святых новых чудотворцев Российских». Впоследствии этот праздник был забыт, и лишь на Поместном соборе 1917–1918 годов было решено его восстановить как символ духовного единства в период гонений и поругания святынь. Соборным решением 13 (26) августа 1918 года праздник «Всех святых, в земле Российской просиявших» был возвращён в календарь Русской Церкви. Одним из составителей службы стал великий святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Вначале празднование назначили на первое воскресенье Петрова поста, но в 1946 году его перенесли на второе воскресенье по Пятидесятнице. В 1941 году в этот день началась Великая Отечественная война.
ЧУДЕСА ОТ НЕПОГРЕБЁННЫХ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ РОСТОВСКОГО
Святитель Игнатий Ростовский – единственный из Русских святых, прославленный от Господа целебным даром мощей до погребения. Святой преставился 28 мая 1288 года. В Ростов Великий на поклонение ему стекались толпы верующих. Из-за необыкновенного скопления народа чин погребения святителя совершался под открытым небом. Когда гроб понесли в храм, две монахини и некоторые другие молящиеся увидели, как святитель восстал из гроба и, как бы летя по воздуху, остановился над тем местом, которое было предназначено для погребения, благословляя собравшийся народ. Прикоснувшийся к мощам архимандрит Стефан, у которого от рождения не разгибались пальцы руки, тотчас исцелился. На следующий день, когда ко гробу усопшего архипастыря принесли список с именами всех рукоположенных им священников и диаконов, усопший святитель, как живой, протянул руку и принял поданный ему свиток. При виде чудес, совершаемых от святых мощей, было решено не предавать их земле, а поставить открыто в Ростовском Успенском соборе.