Седмица 5-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Рождество св. Иоанна Предтечи
1:24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
1:25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
1:57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
1:58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
1:59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
1:60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
1:61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
1:62 И спрашивали знаками у отца его, ка́к бы он хотел назвать его.
1:63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
1:64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
1:65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
1:66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что́ будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
1:67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
1:68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
1:76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
1:80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
Послание апостола Павла к Римлянам
13:12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13:13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
13:14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
14:1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
14:2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
14:3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
14:4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Евангелие от Луки
1:5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
1:6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
1:7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
1:8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
1:9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
1:10 а всё множество народа молилось вне во время каждения,-
1:11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
1:12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
1:13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
1:14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
1:15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
1:16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
1:17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
1:18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
1:19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;
1:20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
1:21 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
1:22 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
1:23 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
1:24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
1:25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
1:57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
1:58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
1:59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
1:60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
1:61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
1:62 И спрашивали знаками у отца его, ка́к бы он хотел назвать его.
1:63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
1:64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
1:65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
1:66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что́ будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
1:67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
1:68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
1:76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
1:80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
Иоанн Креститель выше всех рожденных женами, как говорит о нем слово Божие. Потому что он был призван приготовить народ к принятию пришествия Спасителя через покаяние. А ведь всякое искреннее покаяние предполагает искренний разговор, честный разговор. Когда тот, кто приглашает к покаянию, задает нелицеприятные вопросы, он как бы имеет права и суда, имеет право сказать, что правильно, а что неправильно в жизни человека. Вот это и совершал пророк Божий Иоанн. Как говорится в слове Божием, Иоанн крестил крещением покаяния. Он готовил людей покаянием для того, чтобы они оказались способными принять слово Спасителя, Мессии, Господа Иисуса Христа.
Притча о сеятеле
И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Мф. 13:3-9
Вспоминая притчу о сеятеле, о которой идет речь в сегодняшнем чтении из Евангелия от Матфея, стоит заметить, что мало кто из жителей современных городов хотя бы раз в жизни видел, как реальный сеятель разбрасывает семена на реальном поле. Сеяние и жатва давно уже стали механизированным процессом. Городские жители, если и знают что-нибудь о труде сеятеля, то либо по литературным произведениям, либо по картинам Ван Гога.
Слово «земля» для израильтянина было священным. Несмотря на сложную политическую ситуацию, евреи времен Иисуса продолжали жить в своей земле — той, которую Бог обещал Аврааму и его потомкам (Быт. 12:1–7). Они помнили, что возделывание земли было изначальным призванием человека (Быт. 2:5, 15). Они также знали о прямой взаимосвязи между послушанием Богу и тем, как земля будет реагировать на человеческий труд.
Терние в Библии является одновременно символом страданий (его колючки причиняют боль), разочарования (оно вырастает там, где его никто не сажал) и бесплодного труда (оно вырастает вместо тех растений, от которых человек ожидает получить плод).
При чтении притчи важно помнить, что Иисус оперировал теми понятиями, которые для его непосредственных слушателей имели как бытовое, так и религиозное значение. Однако, если бытовое значение понятий было очевидно для всех, то та символика, которая за ними стояла, для каждого должна была раскрыться по-разному.
У всех трех синоптиков изложение этой притчи завершается формулой: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13:9; Мк. 4:9; Лк. 8:8). Она же неоднократно встречается в прямой речи Иисуса в других ситуациях. Употребление этой формулы было одной из характерных особенностей речи Иисуса; в Его устах она имела многофункциональное значение. Ею Он завершал Свои притчи и их толкования. Иногда Он использовал ее и вне контекста притч, но всегда в конце речи — чтобы подчеркнуть значимость сказанного.
Что означала эта формула? Очевидно, она отсылала к представлению о том, что смысл и содержание проповеди Иисуса, включая Его притчи, раскрываются только тем, кто «имеет уши». Своих оппонентов Иисус обвинял в том, что они «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют». Вслед за пророком Исаией (Ис. 6:9–10), Он говорил о том, что «огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули» (Мф. 13:13–15). В отличие от них, Его ученикам дано знать тайны Царствия Божия.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ЧУДО ОТ НЕТЛЕННЫХ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО МОИСЕЯ ОПТИНСКОГО
В 1865 году после кончины оптинского игумена Антония (Путилова) епархиальное начальство велело похоронить его рядом с его братом – преподобным Моисеем. Когда вскрыли склеп, обнаружили, что гроб преподобного Моисея не повреждён сыростью, только крышка гроба немного приподнялась. Новый игумен Марк решил удостовериться в нетленности мощей своего великого аввы. Когда он просунул руку под крышку гроба, то обнаружил там нетленное и как бы тёплое тело и только хотел взять на память часть мантии, как крышка с силой захлопнулась и придавила ему руку. Игумен взмолился: «Прости, отче святый, дерзновение любви моей; отпусти руку». Он молился, пока крышка не поднялась и не освободила руку, дерзнувшую, хотя и ради любви, но без благословения Церкви, коснуться мощей праведника.
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О ПРЕДАНИИ
Видим повсюду, с первых времён, в Церкви Божией мирян и освящённые лица – диаконов, священников, епископов, на которых лежало проповедовать слово, освящать таинствами, благодать подающими, и руководить в жизни; видим установленные семь таинств и чины молитв и богослужений; видим, что у христиан не все дни были равны, но иные отлагались исключительно на молитву и удовлетворение религиозных потребностей, и что не подряд было мясоястие, а были дни, и многие, в которые определено соблюдать строгое воздержание, притом не одновременно, а на все времена; видим, что среди христиан во всех частных Церквах были особые ревнители, которые, всё оставя и от всего отрекшись, посвящали себя исключительно на молитву и богомыслие, с строгим воздержанием и измождением плоти. Таковым, в общем, является строй христианской жизни с первых времён. Что привносилось после, то привносилось в этот же чин не как новое учреждение, а как расширение или лучшее приспособление к месту и времени заведённого апостолами.