Седмица 5-я Великого поста
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- 2022
- 2023
- 2024
- 2025
- 2026
- 2027
- 2028
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- 2022
- 2023
- 2024
- 2025
- 2026
- 2027
- 2028
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Благовещение Пресвятой Богородицы
1:39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
1:40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
1:41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
1:42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
1:43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
1:44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
1:45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
1:46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
1:47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
1:48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
1:49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
1:56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
Послание апостола Павла к Евреям
2:11 Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
2:12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
2:13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
2:14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
2:15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
2:16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
2:17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
2:18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Евангелие от Луки
1:24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
1:25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
1:26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
1:27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
1:28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
1:29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.
1:30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
1:31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
1:32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
1:33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
1:34 Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?
1:35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
1:36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
1:37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
1:38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
Книга Бытия
18:20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
18:21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
18:22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
18:23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?
18:24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?
18:25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
18:26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.
18:27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
18:28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
18:29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
18:30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
18:31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
18:32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
18:33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.
Книга Притчей Соломоновых
16:17 Путь праведных - уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.
16:18 Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.
16:19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
16:20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
16:21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.
16:22 Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость.
16:23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
16:24 Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
16:25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.
16:26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.
16:27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
16:28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
16:29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;
16:30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он - печь злобы].
16:31 Венец славы - седина, которая находится на пути правды.
16:32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
16:33 В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа.
17:1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.
17:2 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.
17:3 Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь.
17:4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.
17:5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].
17:6 Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола.]
17:7 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые.
17:8 Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.
17:9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.
17:10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
17:11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.
17:12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.
17:13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
17:14 Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
17:15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом.
17:16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]
17:17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
На 6-м часе
Книга пророка Исайи42:5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.
42:6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,
42:7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы.
42:8 Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.
42:9 Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам.
42:10 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них.
42:11 Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.
42:12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.
42:13 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.
42:14 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать всё;
42:15 опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера;
42:16 и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их.
Царица Небесная Дева Мария имела особый благодатный дар от Бога – на Ней не было греха. Она явила Собой чистый престол, вместилище Божества. И когда Ей выпал суровый крест – разделять со Своим Сыном все тяготы Его служения, быть очевидицей страшных мучений и самой крестной смерти, тогда весь тот дар, который Бог излил на Пресвятую Деву, соединенный с Ее собственными усилиями, терпением, кротостью, любовью, чистотой, привел к тому, что Она по кончине Своей была восхищена в Божие Царство и ныне предстоит Богу, молясь о роде человеческом. Мы обращаемся к Царице Небесной как к матери – как к матери Церкви, как к матери всех верующих, мы приносим Ей свои молитвы, мы разделяем с Ней свою скорбь и свою радость, подобно тому, как мы разделяем это с самыми близкими людьми, но знаем, что ближе матери никого нет.
Благовещение
После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
Лк. 1: 24-38
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы чаще всего приходит к нам в Великом посту. В этот день мы вспоминаем, как архангел Гавриил явился Пресвятой Деве Марии и возвестил Ей о Рождении от Нее Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем, как Пресвятая Дева была поначалу смущена этим явлением и приветствием, но потом, осознав величие совершающегося в Ней таинства, преклонила Свою голову под крепкую десницу Божию и сказала архангелу: «Да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38). И в этот момент произошло таинственное и неизреченное зачатие в утробе Приснодевы Марии Ее Божественного Сына, Господа нашего Иисуса Христа.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совершается 25 марта по старому, или 7 апреля по новому стилю, то есть ровно за девять месяцев до праздника Рождества Христова, потому что девять месяцев необходимо женщине, чтобы выносить плод. И с момента Рождества Господа Иисуса Христа для каждого человека открылся путь к спасению и жизни вечной.
Что означает для нас этот путь? И как мы должны по нему идти? Прежде всего, мы призваны подражать Пресвятой Богородице в том, чтобы предстоять Богу в молитве и в слышании слова Божия научаться премудрости Божией. Ежедневно утром и вечером, а при возможности и в течение дня, нужно обращаться к Богу с молитвой, с благодарностью за то, что Он привел нас в жизнь, с покаянием о грехах, вольных или невольных, которые мы совершили в прошлом и совершаем в настоящем, и с прошением о помощи, чтобы Господь каждый день нашей жизни помогал нам идти путем спасения, уклоняться от зла и делать добро, жить в мире с Богом и с нашими ближними, никому не причинять зла, но всем стараться делать добро.
Церковь призывает нас каждый день, а особенно в дни Великого поста, читать Священное Писание: Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, Послания апостольские, а также и книги Ветхого Завета, чтобы научаться глаголам жизни вечной, тому, как нам жить, чтобы наследовать уготованное нам Царствие Божие.
Будем стараться как можно чаще приходить в церковь Христову, потому что храм — это место особого присутствия Божия. Конечно же, Господь присутствует везде, и мы всегда и в любом месте можем молиться Господу, и всегда и везде Господь услышит нас, но мы знаем по собственному опыту, что с особенной легкостью молитва наша восходит к Богу, когда мы находимся в храме, участвуя в богослужении.
Встреча с Богом в Его Царствии предназначена каждому из нас, но, чтобы быть достойным этой встречи, мы призваны всей своей жизнью, каждым своим деянием и помыслом готовить себя к ней.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ОСНОВАНИЕ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ
Предание гласит, что на месте, где расположен Псково-Печерский монастырь, в древности жили выходцы из Киево-Печерской обители. После кончины подвижников их жилище заросло лесом и было забыто до тех пор, пока после порубки деревьев не открылся вход в пещеру, над которой была надпись: «Богом зданныя пещеры». На это место вскоре пришёл священник Иоанн, который ископал пещерную церковь и поставил вблизи неё на столбах две келлии. Постройка пещерного храма ещё не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела и, приняв монашеский постриг с именем Васса, скончалась. Вслед за супругой постригся с именем Иона и основатель монастыря. 15 августа 1473 года пещерный храм был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы, что и положило начало обители.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ПАВЛА ПРЕПРOСТОГО
В «Жизни египетских отцов» Руфина Аквилейского, шесть лет бывшего учеником преподобного Антония Великого, есть история преподобного Павла Препростого, ставшего монахом в преклонном возрасте и совершенным послушанием быстро достигшего высот святости. В его житии есть такой эпизод: «По избытку духовных дарований преподобного Павла народ стекался к нему для получения исцелений. Блаженный Антоний стал опасаться, что преподобный Павел скроется в глубину пустыни, избегая докучного многолюдства. И повелел он ему оставаться на том же месте, взяв на себя приём приходящих. Кого не мог исцелить сам Антоний, тех отсылал к Павлу, как получившему от Бога большую благодать. Однажды преподобный Павел принял бесноватого, который, подобно бешеной собаке, кусал всякого подходившего. Усердно молился Павел, но исцеление не совершалось. Преподобный в простоте сердца воскликнул: “Не буду я есть сегодня, если Ты не исцелишь его!” И Бог послушался Павла, как слуга капризного хозяина, и бесноватый получил здравие».