Седмица 4-я Великого поста
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Благовещение Пресвятой Богородицы
1:39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
1:40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
1:41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
1:42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
1:43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
1:44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
1:45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
1:46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
1:47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
1:48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
1:49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
1:56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
Послание апостола Павла к Евреям
2:11 Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
2:12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
2:13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
2:14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
2:15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
2:16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
2:17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
2:18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Евангелие от Луки
1:24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
1:25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
1:26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
1:27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
1:28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
1:29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.
1:30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
1:31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
1:32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
1:33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
1:34 Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?
1:35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
1:36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
1:37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
1:38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
Книга Бытия
9:19 Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.
9:20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
9:21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
9:22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.
9:23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
9:24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
9:25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
9:26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
9:27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
9:28 И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.
9:29 Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.
10:1 Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.
Книга Притчей Соломоновых
12:23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
12:24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
12:25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
12:26 Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
12:27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.
12:28 На пути правды - жизнь, и на стезе ее нет смерти.
13:1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.
13:2 От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников - зло.
13:3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
13:4 Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.
13:5 Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя.
13:6 Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.
13:7 Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.
13:8 Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.
13:9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]
На 6-м часе
Книга пророка Исайи26:21 ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих.
27:1 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.
27:2 В тот день воспойте о нем - о возлюбленном винограднике:
27:3 Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него.
27:4 Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем.
27:5 Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною.
27:6 В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная.
27:7 Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?
27:8 Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.
27:9 И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.
Царица Небесная Дева Мария имела особый благодатный дар от Бога – на Ней не было греха. Она явила Собой чистый престол, вместилище Божества. И когда Ей выпал суровый крест – разделять со Своим Сыном все тяготы Его служения, быть очевидицей страшных мучений и самой крестной смерти, тогда весь тот дар, который Бог излил на Пресвятую Деву, соединенный с Ее собственными усилиями, терпением, кротостью, любовью, чистотой, привел к тому, что Она по кончине Своей была восхищена в Божие Царство и ныне предстоит Богу, молясь о роде человеческом. Мы обращаемся к Царице Небесной как к матери – как к матери Церкви, как к матери всех верующих, мы приносим Ей свои молитвы, мы разделяем с Ней свою скорбь и свою радость, подобно тому, как мы разделяем это с самыми близкими людьми, но знаем, что ближе матери никого нет.
Благовещение
После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
Лк. 1: 24-38
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы чаще всего приходит к нам в Великом посту. В этот день мы вспоминаем, как архангел Гавриил явился Пресвятой Деве Марии и возвестил Ей о Рождении от Нее Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем, как Пресвятая Дева была поначалу смущена этим явлением и приветствием, но потом, осознав величие совершающегося в Ней таинства, преклонила Свою голову под крепкую десницу Божию и сказала архангелу: «Да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38). И в этот момент произошло таинственное и неизреченное зачатие в утробе Приснодевы Марии Ее Божественного Сына, Господа нашего Иисуса Христа.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совершается 25 марта по старому, или 7 апреля по новому стилю, то есть ровно за девять месяцев до праздника Рождества Христова, потому что девять месяцев необходимо женщине, чтобы выносить плод. И с момента Рождества Господа Иисуса Христа для каждого человека открылся путь к спасению и жизни вечной.
Что означает для нас этот путь? И как мы должны по нему идти? Прежде всего, мы призваны подражать Пресвятой Богородице в том, чтобы предстоять Богу в молитве и в слышании слова Божия научаться премудрости Божией. Ежедневно утром и вечером, а при возможности и в течение дня, нужно обращаться к Богу с молитвой, с благодарностью за то, что Он привел нас в жизнь, с покаянием о грехах, вольных или невольных, которые мы совершили в прошлом и совершаем в настоящем, и с прошением о помощи, чтобы Господь каждый день нашей жизни помогал нам идти путем спасения, уклоняться от зла и делать добро, жить в мире с Богом и с нашими ближними, никому не причинять зла, но всем стараться делать добро.
Церковь призывает нас каждый день, а особенно в дни Великого поста, читать Священное Писание: Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, Послания апостольские, а также и книги Ветхого Завета, чтобы научаться глаголам жизни вечной, тому, как нам жить, чтобы наследовать уготованное нам Царствие Божие.
Будем стараться как можно чаще приходить в церковь Христову, потому что храм — это место особого присутствия Божия. Конечно же, Господь присутствует везде, и мы всегда и в любом месте можем молиться Господу, и всегда и везде Господь услышит нас, но мы знаем по собственному опыту, что с особенной легкостью молитва наша восходит к Богу, когда мы находимся в храме, участвуя в богослужении.
Встреча с Богом в Его Царствии предназначена каждому из нас, но, чтобы быть достойным этой встречи, мы призваны всей своей жизнью, каждым своим деянием и помыслом готовить себя к ней.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ О ПОЧИТАНИИ СВЯЩЕННИКОВ
Святитель Николай (Велимирович) писал человеку, которому казалось неудобным целовать руку молодому священнику: «Разве Вы не знаете историю о князе Милоше? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушённо молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошёл, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдёрнул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: “Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!”»
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) О СВЯЗИ ПИСАНИЯ И ПРЕДАНИЯ
Прежде утверждались на Священном Писании и мало внимания обращали на Предание. Потом с силою заметили сей недостаток: слова «Православие» и «Предание» стали звучать чаще и сливаться в один звук, и начали богословствовать по Преданию, оставляя иногда позади Священное Писание… Новозаветные писатели писали по сошествии Святого Духа и свидетельствовали и о ветхозаветных, что от Святого Духа просвещаемы «глаголаша святии Божии человецы». Так ли верно можно определить минуту, когда церковный писатель сделался святым и, следственно, не только писателем, подверженным обыкновенным недостаткам человеческим? Церковь, конечно, думала о сем вопросе и учит признавать Предания, с откровением Божиим согласные. И потому не правильнее ли основывать учение главным образом на Священном Писании, а Преданием дополнять, объяснять, защищать от неправомыслящих? (Из письма к архимандриту Алексию (Ржаницыну) от 16.09.1849.)