Неделя 26-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Господь есть Господь истории, в Его руке исторический процесс, соучастниками в котором являются люди и каждый из нас. Мы знаем точно, что жизнь там, где Бог. Знаем точно, что смерть там, где Бога нет. И для того чтобы иметь надежду на будущее, мы должны опираться в первую очередь на Божественный закон, который выше всяких человеческих законов, подчинять человеческие законы этому нравственному Божественному закону, в соответствии с ним жить, преобразовывать свой ум и свое сердце. Вот тогда у нас будет ясная, мирная и благополучная перспектива жизни, потому что где Бог, там любовь, там мир, там долготерпение, там милосердие, там проявление самых добрых человеческих чувств. Для того чтобы эти чувства стали нашими чувствами, мы должны склонить свои главы пред величием Божиим и в простоте сердца принять Его волю и Его закон.
Исцеление согбенной женщины
В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
Лк. 13: 10-17
Евангелие от Луки включает в себя два случая исцеления, не упомянутые в других Евангелиях и имеющие между собой значительное сходство в том, что касается сопутствующих обстоятельств: исцеление согбенной женщины, о котором мы читаем сегодня, и больного водянкой. Оба чуда происходят в субботу, оба чуда дают повод Иисусу высказать Свое мнение относительно субботы с использованием примера из конкретной жизни.
Болезнь женщины обозначается словами «дух немощи». Это выражение дало повод некоторым комментаторам отнести женщину к категории одержимых, а исцеление — к категории экзорцизма. Однако выражение «дух немощи», по мнению одного ученого, вовсе не обязательно означает демона, поселившегося внутри и ставшего причиной болезни (как в Лк. 11:14 или Мк. 9:17, 25), но может указывать на дурное влияние, оказываемое демоном.
Как и в некоторых других случаях (Лк. 7:13; Ин. 5:6; 9:6; 11:11), Иисус совершает чудо без просьбы со стороны: Он Сам подзывает женщину. Он не спрашивает ее, хочет ли она исцелиться от недуга, верует ли в то, что Он может исцелить ее: Он возвещает ей освобождение от недуга и возлагает на нее руки; женщина тотчас распрямляется. Продолжение повествования напоминает нам о многочисленных диалогах Иисуса с фарисеями относительно соблюдения субботы. Отличием в данном случае является то, что начальник синагоги не обращается напрямую к Иисусу. Он обращается к людям, имея в виду, что Иисус должен это услышать. «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний», — говорит он так, будто бы речь о приемных днях и часах. На его глазах произошло чудо, естественной реакцией на которое должно было бы стать изумление и благодарность Богу. Но судьба женщины его мало интересует. Он хочет, чтобы чудеса совершались по расписанию, и чтобы порядок синагогального богослужения не нарушался необычными действиями необычных целителей, которые вполне могут перенести свою активность в другое место.
Иисус реагирует резко: в присутствии всех собравшихся Он обращается напрямую к начальнику синагоги, называя его лицемером. Женщину он называет дочерью Авраама, подчеркивая ее принадлежность к богоизбранному народу, а причину болезни обозначает словами «связал сатана», указывающими на диавола как источник болезни. Словосочетание «дочь Авраама» особенно уместно в синагоге, куда собирались только сыны и дочери Авраама — представители богоизбранного народа. Согбенная женщина не случайно оказалась там: она пришла туда для молитвы, то есть для встречи с Богом. И в лице Иисуса встретила Бога воплотившегося, Который освободил ее от долголетнего тяжкого недуга. Ее реакция на чудо — реакция искренне верующего человека: выпрямившись, она первым делом начала славить Бога.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА МИЛОСТИВОГО
Святой Патриарх Иоанн главным делом своего служения считал благотворительность, за что получил именование «Милостивый». В начале своего патриаршего служения он приказал учесть нищих и убогих в Александрии, которых оказалось свыше семи тысяч человек. Всем этим несчастным святитель давал ежедневное бесплатное пропитание. Два раза в неделю он лично принимал нуждающихся, а три раза в неделю посещал больницы, оказывая помощь страдальцам. Святитель Иоанн никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и дал ему 6 монет. Нищий, переменив одежду, обогнал Патриарха и снова стал просить милостыню. Святой Иоанн опять дал ему 6 монет. Когда нищий в третий раз попросил подаяния и слуги стали гнать его, Патриарх приказал дать ему 12 монет, сказав: «Не Христос ли искушает меня?»
СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ О ПЕРВОЗДАННОМ ЧЕЛОВЕКЕ
Если хочешь знать, каким Бог сотворил тело наше вначале, то пойдём в рай и посмотрим на человека первосозданного. То тело не было смертное и тленное; но как светло блестит золотая статуя, только что вышедшая из горнила, так и тело было свободно от всякого тления: его ни труд не тяготил, ни пот не изнурял, ни заботы не мучили, ни скорби не осаждали, и никакое подобное страдание не удручало. Когда же человек не сумел воспользоваться благополучием, но оскорбил Благодетеля, поверил более демону обольстителю, нежели Промыслителю, возвеличившему его, понадеялся быть Богом и возмечтал о своём достоинстве более надлежащего, тогда Бог, желая вразумить его уже самым опытом, сделал его тленным и смертным, и связал множеством нужд, не по ненависти и не по отвращению, но из заботливости, чтобы остановить в самом начале злую и пагубную гордость и не дать ей пойти далее, но опытом научить человека, что он смертен и тленен, и через это заставить его никогда не думать и не мечтать о себе так («О статуях», 11).