Седмица 27-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
6:17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения;
6:18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,
6:19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
6:20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,
6:21 которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.
Евангелие от Луки
18:31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
18:32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
18:33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
18:34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.
Время поста – это время очищения души, время, когда мы готовим себя к принятию Царствия Божия. Силой, очищающей человеческий разум и человеческое сердце, является покаяние. С чего же должно начаться наше покаянное поприще? Оно должно начаться с очень простого и одновременно очень трудного дела. Мы должны в первую очередь найти в себе силы и мужество принести покаяние перед нашими ближними, как бы трудно и больно это ни было. Найдем в себе силы сказать нашим ближним «прости». В первую очередь тем, с кем мы живем бок о бок, входя нередко в бытовые, семейные конфликты. Сказать это и тем, с кем мы работаем и с кем наши отношения также могут быть омрачены. Сказать это и ближним, и дальним, потому что раскаяние пред ближним есть первый шаг на пути нашего раскаяния пред Богом.
Предсказание о смерти и воскресении
Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.
Лк. 18: 31-34
Как видно из сегодняшнего Евангелия, Иисус еще на пути в Иерусалим предсказывает, что Сына Человеческого «предадут язычникам», «и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет» (Лк. 18:32–33).
Выражение «и будут бить, и убьют Его» в буквальном переводе звучит так: «и, подвергнув бичеванию, убьют Его». В Римской империи бичевание было наказанием для плебеев. Осуществлялось оно с крайней жестокостью. Осужденного либо привязывали к столбу, либо клали на землю. Били по спине и другим частям тела. Для экзекуции использовали специальные бичи: их изготавливали из воловьих жил, которые крепились к ручке; на жилы могли быть нанизаны обломки костей животных или мелкие острые металлические предметы. Били не просто до крови: с силой нанося удары такими бичами, можно было содрать с человека кожу до костей.
Нередко бичевание заканчивалось смертью осужденного. Закон Моисеев не позволял наносить осужденному более сорока ударов плетью (Втор. 25:3). На практике, чтобы не ошибиться, ограничивались тридцатью девятью ударами. Апостол Павел свидетельствует о том, что иудеи пять раз подвергли его такой экзекуции (2 Кор. 11:24). Однако из того, что он остался жив, явствует, что наказание это было не смертельным и носило скорее педагогический характер. Такой же характер, очевидно, носило избиение Павла и Силы, которым римские воеводы нанесли «много ударов» палками (Деян. 16:23).
К Иисусу было применено несравненно более суровое наказание, чем то, которому иудеи и римляне подвергали в педагогических целях. Здесь избиение бичами было частью смертной казни, а потому осуществлялось с особой жестокостью и беспощадностью.
Бичевание Христа — один из распространенных сюжетов в христианской иконографии. Как правило, Христа изображают стоящим и привязанным руками к столбу; воины бьют Его плетьми или розгами спереди и сзади; на Его обнаженном теле — многочисленные кровавые раны от ударов. Этот иконографический образ соответствует тому, что известно о практике бичевания в Римской империи.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ АПОСТОЛА МАТФЕЯ
После Пятидесятницы святой апостол Матфей обошёл с Благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Обратив жителей города Мирмены к истинной вере, он поставил там епископом своего спутника по имени Платон и построил церковь. Когда апостол усердно молил Бога об обращении эфиопов, ему явился Господь Иисус Христос и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой нрав, станут добрыми и кроткими. После кончины апостола от его мощей стали совершаться великие чудеса. Узнав о них, местный правитель Фулвиан принял святое Крещение и продолжил просвещение своего народа.
СВЯТИТЕЛЬ ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ О ЕВАНГЕЛИСТАХ
Об устроении нашего спасения мы узнали чрез тех, чрез которых дошло к нам Евангелие, которое они проповедовали, потом же предали нам в Писаниях, как основание и столп нашей веры. Неприлично же утверждать, что они проповедовали прежде, чем получили «совершенное знание», как осмеливаются некоторые говорить, выдавая себя за исправителей апостолов. После того как Господь воскрес и они облечены были свыше силою Святаго Духа, и получили совершенное знание, они вышли в концы земли, благовествуя и возвещая небесный мир людям, которые и все вместе и каждый порознь имеют Евангелие Божие. Матфей издал у евреев на их языке писание Евангелия в то время, как Пётр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь. После их отшествия Марк, ученик и истолкователь Петра, предал нам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие. Потом Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время пребывания своего в Ефесе Асийском.