Седмица 16-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
4:28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
4:29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
4:30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
4:31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
5:1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
5:2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
5:3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
5:4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5:5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
5:6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
5:7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
5:8 Такое убеждение не от Призывающего вас.
5:9 Малая закваска заквашивает все тесто.
5:10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
Евангелие от Марка
6:54 Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнав Его,
6:55 обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился.
6:56 И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.
7:1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,
7:2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли.
7:3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;
7:4 и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
7:5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
7:6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7:7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
7:8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
Евангелие от Луки
4:37 И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.
4:38 Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.
4:39 Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.
4:40 При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.
4:41 Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.
4:42 Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.
4:43 Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.
4:44 И проповедовал в синагогах галилейских.
Внутренняя духовная опустошенность – одна из главных бед современного человека. «Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить», – предупреждал еще в начале минувшего столетия святитель Николай Сербский, известный архипастырь, богослов и духовный наставник. Как часто в погоне за миражами и мнимыми ценностями люди растрачивают силы, истощают жизненные ресурсы, наносят вред не только окружающим, но и своей собственной душе. Задача Церкви – остановить этот бессмысленный бег на месте, помочь человеку правильно сориентироваться, указать на его ошибки и вывести на спасительный путь.
Исцеление тещи Петра
И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам. Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им. При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их. Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос. Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан. И проповедовал в синагогах галилейских.
Лк. 4: 37-44
В сегодняшнем Евангелии, которое по причине празднования дня Преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова перенесено на завтра, читается рассказ об исцелении тещи Петра (Симона).
Дом Петра в Капернауме, в котором происходило описываемое событие, стал своего рода перевалочным пунктом, где Иисус останавливался, когда возвращался в Капернаум из путешествий: в этом доме проживало по крайней мере четыре человека: Петр, его жена, теща и брат Андрей (Мк. 1:29–30). Возможно, там жили и другие родственники, например, родители или дети Петра (если таковые у него были). Как правило, дом не делился на комнаты: все жили в одной общей комнате, друг у друга на виду. «Представь, каковы были дома этих рыбаков, — говорит Златоуст. — При этом Христос не гнушался входить в их бедные хижины».
В версии Луки не упоминаются Иаков и Иоанн, а о теще Симоновой говорится, что она «была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее» (Лк. 4:38–39).
При сравнении параллельных мест синоптиков, где речь идет о болезнях, было обнаружено то обстоятельство, что Лука употребляет более точные в медицинском отношении термины, чем Марк или Матфей. Например, у обоих Евангелистов сказано, что теща Петра лежала в горячке (Мф. 8:14; Мк. 1:30), а у Луки она была «одержима сильной горячкою» (Лк. 4:38). Упоминая об игле, Матфей и Марк называют ее термином, указывающим на иглу швейную (Мф. 19:24; Мк. 10:25), а Лука предпочитает пользоваться термином, означающим иглу хирургическую (Лк. 18:25). Матфей и Марк (Мф. 9:2; Мк. 2:3) называют расслабленного термином «паралитик», а Лука (Лк. 5:18) использует сходный по значению, но более точный в медицинском отношении термин, звучащий в славянском переводе как «расслабленный жилами». Описание болезни согбенной женщины у Луки также заставляет видеть в нем человека, знакомого с медицинской терминологией и практикой. Известно, что по профессии Лука был врачом (Кол. 4:14).
Выражение Луки «запретил горячке» может указывать на произнесенные Иисусом слова, подобные тем, что Он произносил в других случаях. В повествовании Луки это слово встречается три раза подряд в трех рассказах, следующих один за другим. В рассказе об исцелении тещи Иисус запрещает горячке, и горячка оставляет ее.
У Матфея исцеление происходит через прикосновение Иисуса к руке женщины; Марк говорит, что Иисус поднял ее, взяв за руку. Лука, в отличие от других синоптиков, не упоминает о каком-либо физическом контакте.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОИСЕЯ МУРИНА
Преподобный Моисей Мурин (IV век), эфиоплянин, занимался разбоем. Когда, по милости Божией, он покаялся, то стал иноком. Борьба со страстями заняла многие годы. Особо долго он боролся с блудной страстью. К посту и молитве преподобный Моисей добавил ещё одно делание: по ночам обходил пустынников, собирал их водоносы, наполнял водой и ставил у входа в келлии. Когда Господь освободил его от страсти и послал его душе мир и трезвенность ума, преподобный Моисей был рукоположен во диакона, затем в пресвитера. Когда ему было 75 лет, он предупредил иноков, что скоро на монастырь нападут разбойники, и благословил всех уйти. Сам же остался, сказав, что много лет ждал исполнения слов Христа: «Вси, приемшии нож, ножом погибнут» (Мф. 26:52). Напавшие разбойники убили святого Моисея и оставшихся с ним шесть иноков.
ВРАЗУМЛЕНИЕ НЕВЕРУЮЩЕГО В СВЯТОСТЬ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО ИОВА
В 1711 году в Почаев пришёл некто пан Каминский из Брацлава с двумя своими братьями и попросил игумена Иосифа Добрянского разрешить им помолиться в храме. Брат Каминского, Владислав, увидя нетленные мощи преподобного Иова, усомнился в их святости и втайне укорил иноков за то, что они ради корысти «одного из старцев усушили, дабы прельщать людей и собирать сокровище ». Затем, «выслушав службу Божию, братья пошли в дом свой до веси, называемой Залесцы». В ту же ночь Каминский был разбужен необыкновенным криком Владислава: «Отселе уже не буду!» В недоумении он разбудил брата и спросил его, почему он так кричит и чего боится. «Или ты не видишь, – отвечал ему Владислав, – этого страшного старца, палицей грозящего мне, чтобы я не смел хульно говорить о святых Божиих? Спасите меня из рук блаженного Иова Железа!» На другой день братья снова прибыли в Почаевскую обитель и здесь, усердно помолившись у раки преподобного о прощении своих грехов, клятвенно засвидетельствовали это событие пред игуменом.