Седмица 18-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
15:39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
15:40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
15:41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
15:42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
15:43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
15:44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
15:45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
Евангелие от Луки
4:31 И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.
4:32 И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.
4:33 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:
4:34 оставь; что́ Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
4:35 Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.
4:36 И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
Каждый из нас призывается к интенсивной духовной жизни. Не к показному благочестию, не к суетному обрядоверию, к чему склонны многие русские люди, а к внутреннему напряженному духовному деланию, к постоянному самоконтролю. А этот самоконтроль будет подсказывать и конкретные действия: что́ необходимо предпринять. Не хватает разумения – будешь читать; не хватает опыта – пойдешь к старцу; не хватает воли – возложишь на себя особое бремя послушания. Все будет ясно и понятно. Самое главное – духа не угашайте (1 Фес. 5, 19).
Исцеление бесноватого в Капернауме
И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью. Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что́ Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
Лк. 4: 31-36
Рассказ об исцелении бесноватого в Капернауме имеется в Евангелиях от Марка и Луки. У Луки исцеление бесноватого в Капернауме оказывается первым чудом, совершённым Иисусом после возвращения из пустыни (Лк. 4:31–37). В обоих Евангелиях связь между этим эпизодом и искушением в пустыне очевидна. Там Иисус отверг диавольский соблазн, тем самым объявив диаволу войну. Здесь Он дает первый бой в этой войне, которую апостол Павел определяет как брань «против козней диавольских... против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:11–12).
Один из этих духов злобы, вселившийся в человека, предстал перед Иисусом в капернаумской синагоге. Лука употребляет выражение «человек, имевший духа бесовского нечистого», а духа, вселившегося в человека, называет термином «демон», «бес». Глагол «запретить» в данном случае указывает на силу Иисуса, Его способность добиваться немедленного и эффективного результата.
В описываемой сцене бес говорит о себе как одном из многих: «Что Тебе до нас?», «Ты пришел погубить нас». Он говорит от имени целого легиона демонов, встревоженного пришествием в мир Сына Божия. Иисус пришел победить «всю силу вражью» (Лк. 10:19), то есть все несметное полчище демонов во главе с сатаной. Миссия Иисуса заключается в том, чтобы освободить людей от их власти. Каждый конкретный случай изгнания беса из одержимого является лишь эпизодом в войне, которую Он ведет против зла как такового во всех его воплощениях.
Нечистый дух мгновенно реагирует на повеление. Одновременно реагирует и тело освобождающегося от него человека. Согласно Луке, «бес, повергнув его посреди, вышел из него, нимало не повредив ему» (Лк. 4:35). Евангелие умалчивает о дальнейшей судьбе исцеленного. Мы не знаем, покинул ли его бес навсегда или впоследствии вернулся в него. Но мы помним слова Иисуса о нечистом духе, который, выйдя из человека, «ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит»; если же он обретает свой прежний дом «незанятым, выметенным и убранным», то «идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43–45; Лк. 11:24–26). Эти слова указывают на возможность возвращения демона в человека, из которого он был изгнан. В каком случае такое возвращение возможно? Если исцеленный не начнет добродетельную жизнь, но будет пребывать в грехе.
В таких эпизодах Иисус предстает отнюдь не как пассивный пацифист: Он предстает как Человек, Который не сопротивляется злу силой, но при этом не пасует перед злом, а старается доказать Свою правоту. В данном случае Он спасает Свою жизнь, что было необходимо, потому что Его время «еще не настало» (Ин. 7:6), то есть Он еще не выполнил до конца предначертанную Ему миссию.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ДОРОФЕЯ ЕГИПЕТСКОГО
Преподобный Палладий, епископ Еленопольский, в сборнике под названием «Лавсаик», повествует о преподобном Дорофее Египетском: «Однажды он послал меня часу в девятом на свой колодезь налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда. Пришедши к колодцу, увидел я на дне его аспида и, в испуге не начерпавши воды, побежал к нему с криком: «Погибли мы, авва: на дне колодца я видел аспида!» Он усмехнулся скромно, потому что был ко мне весьма внимателен, и, покачивая головою, сказал: «Если бы диаволу вздумалось набросать аспидов, или змей, или других ядовитых гадов во все колодцы и источники водные, ты не стал бы вовсе пить?» Потом, вышедши из келлии, он сам налил кадку и первый тотчас испил воды, сотворивши крестное знамение над нею и сказавши: «Где крест, там ничего не может злоба сатаны».
ПРЕДАНИЕ О ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ»
Икона Божией Матери «Призри на Смирение» явилась в 1420 году на Каменном озере близ Пскова. В те времена Псковская земля терпела большие бедствия: моровое поветрие, голод и вторжение войск литовского князя Витовта. По свидетельству псковской летописи, осенью 1426 года из правого ока Богородицы потекла кровь. 29 сентября икона была перенесена в Псков и помещена в Троицком соборе. В память перенесения в этот день и было установлено празднование чудотворной иконе. К XIX веку икона была утрачена, однако в киевском Введенском монастыре находится её почитаемый список, который был передан в обитель в 1992 году схимонахиней Феодорой, хранившей его у себя в течение 55 лет. В августе 1993 года лики Богородицы с Младенцем чудесным образом отпечатались на стекле, прикрывавшем икону и не соприкасавшемся с ней. Стекло с нерукотворным изображением было установлено в киоте рядом с иконой. В 1995 года икона была признана чудотворной. В настоящее время от неё совершается множество исцелений.