Неделя 9-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
20:19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20:20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
20:21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
20:22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
20:23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
20:24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
20:25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
20:26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
20:27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
20:28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
20:29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
20:30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
20:31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Первое послание апостола Павла к Коринфянам
3:9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
3:10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, ка́к строит.
3:11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
3:12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,-
3:13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
3:14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
3:15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та́к, как бы из огня.
3:16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
3:17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы.
Евангелие от Матфея
14:22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
14:23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
14:24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
14:25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
14:26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
14:27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
14:28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.
14:29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
14:30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
14:31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
14:32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
14:33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
14:34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
Открывая Евангелие, Новый Завет, мы должны понимать, с Кем мы вступаем в беседу. Получая письмо от большого начальника, мы понимаем, что за этим текстом – государственная власть, высокий авторитет. Но что может сравниться с Божественным авторитетом, с Божественной властью над всем мирозданием и над каждым из нас? Святитель Григорий Палама учил о том, что через внутренний, духовный, опыт человек обретает удивительную возможность принимать Божественную благодать – ту самую силу, которая преобразует нашу жизнь, которая и совершает дело нашего спасения.
Хождение по водам
И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. И, отпустив их, пошел на гору помолиться. Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.
Мк. 6:45-53
Рассказ о чуде хождения по водам, читаемый сегодня, начинается с того, что Иисус понудил учеников войти в лодку и отплыть. Что имел в виду Евангелист, употребляя этот глагол? По мнению Златоуста, «словом “понудил” Евангелист выражает, что ученики неохотно разлучались с Ним. Христос отослал их под предлогом отпустить народ, а на самом деле — намереваясь взойти на гору». Возможно также, что слово «понудил» указывает на некоторую спешку, с которой ученики должны были покинуть место насыщения пяти тысяч ввиду того, что Иисус решил скрыться, узнав о намерении некоторых «придти, нечаянно взять его и сделать царем» (Ин. 6:15). Надо полагать, что это намерение стало известно и ученикам, почему они не хотели разлучаться с Иисусом.
Обычай удаляться от учеников и проводить ночи в молитве был характерен для Иисуса. Можно предположить, что в таких случаях ученики либо находились неподалеку, либо заранее договаривались с Учителем, где они встретят Его на следующее утро. В данном случае для них по-видимому оставалось непонятным, каким образом Иисус доберется до другого берега: возможно, этим было вызвано их нежелание садиться в лодку без Него.
Какова историческая достоверность рассказа о хождении Иисуса по воде? Современная наука отвечает на этот вопрос по-разному. Одни исследователи предпочитают вовсе не рассуждать об историчности данного события, сосредотачивая все внимание на анализе деталей повествования. Другие настаивают на том, что описанное событие имело место в истории. Третьи считают, что некое событие, не имевшее чудесного характера, было впоследствии интерпретировано как чудо. Четвертые воспринимают историю как рассказ, имеющий исключительно символический смысл. Пятые считают, что история хождения по воде является переработкой рассказа о воскресении Иисуса и одном из Его последующих явлений. Наконец, существует мнение, что в истории описана галлюцинация, вызванная так называемым «измененным состоянием сознания», в котором оказались ученики, напуганные бурей и сопряженными с ней опасностями.
Любая интерпретация рассматриваемого события, базирующаяся на представлении о том, что оно не имело места в истории, представляется недопустимой. В равной степени недопустимыми являются попытки интерпретировать событие в терминологии психического расстройства или галлюцинации. Эпизоды, свидетельствующие о том, что Иисус обладал сверхъестественными способностями, в Евангелиях настолько многочисленны, что отрицать эти способностии или пытаться перетолковать их при помощи известных науке естественных феноменов — значит отрицать достоверность евангельского образа Иисуса.
Следует указать на смысловой параллелизм между рассказом о хождении по водам у Матфея, Марка и Иоанна и чудом усмирения бури, как оно изложено тремя синоптиками. В обоих случаях действие происходит на озере, ночью, в непогоду, когда ученики находятся в лодке. Оба чуда свидетельствуют о власти Иисуса над природой.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СЛУЖЕНИЕ В НОВГОРОДЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАКИМА КОРСУНЯНИНА
Епископ Иоаким Корсунянин прибыл в Киев из Константинополя. В 992 году он был послан в Новгород и поставлен первым епископом Новгородским. Ревностный распространитель христианства, он «требища разруши, и Перуна посече, и повели влещи в Волхово». Для утверждения в вере новообращённых Иоаким построил в Новгороде первую, ещё деревянную церковь во имя Софии Премудрости Божией (она была перестроена позже в знаменитый каменный собор), каменную церковь Иоакима и Анны и основал монастырь. Придавая большое значение просвещению, святитель основал школу, в которой его ученик Ефрем обучал детей Закону Божию, славянской грамоте и греческому языку. Попечением Иоакима была составлена одна из древнейших русских летописей, названная Иоакимовской. Святитель правил епархией 38 лет, до своей смерти в 1030 году.
ЧУДО ВОСКРЕШЕНИЯ ОТРОКА ПРЕПОДОБНЫМ ВЕНЕДИКТОМ НУРСИЙСКИМ
Однажды преподобный Венедикт вышел с братьями на полевые работы. В это время некий поселянин, рыдая, пришёл в монастырь, неся на руках тело умершего сына. Оставив тело сына у монастырских ворот, он везде искал святого. Когда поселянин увидел преподобного Венедикта, то начал кричать: «Возврати мне сына, возврати моего сына!» Преподобный в растерянности спросил: «Разве я отнял у тебя твоего сына?» Поселянин отвечал: «Умер он, иди, воскреси его». Услышав это, преподобный опечалился и смутился, так что стал отсылать от себя монахов, повторяя: «Удалитесь, братья, удалитесь! Не для меня эти чудеса! Только святые апостолы могут их совершать! Зачем вы хотите взвалить на меня груз, который я не могу нести?» Но так как отец со слезами просил его о помощи, преподобный встал на колени у тела отрока и попросил Бога, не взирая на грехи его, воскресить мальчика ради веры его отца. Когда святой произнёс слова молитвы, тело отрока стало трястись от вхождения в него души, что видели все присутствующие.