Седмица 2-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
3:20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.
3:21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
3:22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
3:23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
3:24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
3:25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
3:26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
Евангелие от Матфея
7:1 Не суди́те, да не судимы будете,
7:2 ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
7:3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
7:4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
7:5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
7:6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
7:7 Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
7:8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Послание апостола Павла к Римлянам
2:10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
2:11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
2:12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
2:13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
2:14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
2:15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
2:16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
Евангелие от Матфея
4:18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
4:19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
4:20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
4:21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
4:22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
4:23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Как спортсмен не может удержать победы, если он не тренируется, не возрастает физически, так и в любви возрастать невозможно, если человек не тренирует себя в этой любви. И этой тренировкой является доброта. Мы должны научиться по-доброму относиться друг к другу. Не надо иметь зла в сердце, даже если вы не согласны друг с другом. Не злитесь, не сжимайте зубы, не желайте зла другому человеку. Это и есть начало любви, и если человек возрастает в доброте, если он не может пройти мимо несчастья другого, если он готов помочь хотя бы чем-то: вниманием, временем, заботой, копеечкой, разделением каких-то скорбей, – то с этого начинается любовь, и тогда твердость и мужество перестают быть жесткой и опасной силой, они гуманизируются, они наполняются Божественным светом, и жизнь становится счастливой.
О неосуждении ближнего
Не суди́те, да не судимы будете, ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Мф. 7:1-8
В сегодняшнем чтении из Евангелия от Матфея мы встречаем общеизвестные слова «Не судите, да не судимы будете» и не менее известные образы бревна и сучка в глазу. При помощи этих образов Иисус обращает внимание на способность человека видеть недостатки других и неспособность видеть свои собственные пороки и грехи. Образы бревна и сучка также указывают на различную степень греховности: очень часто человек замечает несущественные недостатки в других, а в себе самом отказывается видеть тяжкие грехи, отлучающие его от Бога.
В контексте полемики Иисуса с фарисеями образы бревна и сучка выполняют ту же функцию, что и образы верблюда и комара в словах: «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» (Мф. 23:24). Не случайно у Луки словам о бревне и сучке предшествует риторический вопрос: «Может ли слепой водить слепого?» Слепыми вождями, не способными отличить главное от второстепенного, Иисус называл фарисеев. О том, что именно их Он имел в виду в рассматриваемой части Нагорной проповеди, говорит Иоанн Златоуст: «Здесь, как мне кажется, Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за какие-нибудь маловажные поступки. Мне кажется также, что Христос указывает здесь на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами бессовестно творили великие грехи».
Иисус не оспаривал сам институт судейства, который был фактически монополизирован в Его время фарисеями, как не оспаривал и другие существовавшие в Его время и унаследованные из прошлого социальные институты. Людям необходим суд для того, чтобы в тех случаях, когда нарушена справедливость, она была восстановлена, а когда совершено преступление, виновный был наказан. Но, во-первых, суд должны вершить те, кто имеет на это полномочия; во-вторых, суд должен быть «праведным», то есть справедливым, непредвзятым; а в-третьих, — и это главное, — никакая даже самая совершенная судебная система не сможет заставить человека отказаться от греховных поступков, реформировать его мышление. Начинать нужно с самого себя: вот почему необходимо вынуть бревно из своего глаза, прежде чем приступать к изъятию сучка из глаза брата.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ НА ТРЕТИЙ, ДЕВЯТЫЙ И СОРОКОВОЙ ДНИ
Святой Макарий Египетский спросил у Ангела, сопровождавшего его в пустыне: «Объясни мне, почему святыми отцами заповедано совершать в церкви приношение за усопшего в третий, девятый и сороковой день?» Ангел отвечал о третьем дне: «Бог не попустил в своей Церкви быть ничему неблагопотребному и бесполезному. Когда в третий день в Церкви совершается молитва и приношение за умершего, его душа получает облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом; потому что в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней душа ходит по земле, где хочет. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором оно положено. А добродетельная душа идёт в те места, в которых творила правду. В третий же день душа возносится на небеса для поклонения Богу».
О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ НА ТРЕТИЙ, ДЕВЯТЫЙ И СОРОКОВОЙ ДНИ
После этого душа видит обители святых и красоту рая и, рассматривая их, удивляется, и прославляет Создателя, и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы мне! Я не послужила Богу как должно и не удостоюсь этой благодати и славы!» Через шесть дней она опять возносится Ангелами на поклонение Богу, и хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего. После поклонения Бог повелевает отнести душу во ад и показать ей мучения нечестивых. По этим местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осуждённой на заключение в них. В сороковой день она опять возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место. Итак, правильно поступает Церковь, совершая в сороковой день поминовение усопших». Такое было ангельское откровение преподобному Макарию о состоянии душ усопших.